Теоретический обзор. Функции эмоций. Победительная функция эмоций

Информация о психологии » Управление эмоциональным состоянием ученика » Теоретический обзор. Функции эмоций. Победительная функция эмоций

Все исследователи определяют эмоции как необходимый компонент нашей жизни (2, 3, 5, 9). Именно они заставляют нас действовать, принимать решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с движением, так как его основа определяется латинским словом movere – смещать, двигаться.

Биологическое никогда не исчезнет в человеке, как не исчезнут радости его существования, связанные с удовлетворением элементарных жизненных потребностей: в хорошей пище, чистом воздухе, потребности в общении, в любви. Эти радости являются для человека источником положительных эмоций. Но человеку приходится встречаться и с угрозами внешнего мира, природными влияниями, хищниками, враждебными по отношению к нему. Тогда человек испытывает ощущения неприятные, от которых он хочет избавиться. Эти ощущения дают ему отрицательные эмоции, на борьбу с трудностями, их преодоление или избегание.

Важность эмоций в познавательных процессах подчеркивают все исследователи, их изучающие (3, 5, 6). Учеба в школе является ярким примером познавательной деятельности. Тем не менее, психологические работы по учебной деятельности в условиях учебных заведений, школ и вузов обращают в первую очередь на процессы восприятия информации, внимание, память (6).

Физиологи активно изучают физиологические механизмы адаптации к учебным нагрузкам, также оставляя вопросы эмоций вне границ своих интересов ( 1 ). Очевидно, такой подход связан, прежде всего, с трудностью объективной регистрации эмоционального состояния. Но любой ученик, желающий максимально использовать обязательные годы учебы в школе уже к старшим классам понимает, что должен найти внутри себя мотор, заставляющий учиться дальше, делающий учебу легче, позволяющий справляться с нежеланием порой учиться. Он должен не только тренировать свои органы чувств, внимание, память, но еще уметь культивировать внутри себя положительные эмоции, управлять своим эмоциональным состоянием и извлекать пользу из эмоций отрицательных. Ведь ощущение самодостаточности и саморазвития, гордость перед другими радость открытия – эмоции положительные, наполняющие жизнь смыслом.

Отрицательные эмоции тоже подталкивают к учебе: боязнь получения плохих оценок, страх провала на экзаменах, зависть к успехам других. Да еще здоровье необходимо сохранить, не подтачивать его излишним эмоциональным напряжением.

Академик П.В. Симонов ( 8 ) выделяет у эмоций , помимо побудительной, еще следующие функции:

Отражательная функция.

Выражается в оценке событий и мира в целом. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного действия. Если нам что-то нравится или не нравится, то такое эмоциональное отношение предшествует сознательному анализу. Эмоции это не что иное, как отражение души нашей, и “ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, а всего содержания души нашей .” (К.Д. Ушинский).

Переключающая функция.

Она состоит в том, что эмоции часто побуждают человека к изменению своего поведения. Эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, направляют человека или действовать в прежнем направлении, или менять тактику поведения и само поведение, средства достижения цели.

Подкрепляющая функция

. Выделена П.В. Симоновым, 1987. При обучающей деятельности связана с существованием при выработке условных рефлексов явления награды. Получение награды связано с возникновением положительных эмоций

Коммуникативная функция.

Она определяется мимикой, жестами, позой, изменением интонации, являющихся “языком человеческих чувств”. Эта функция эмоций позволяет человеку передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам, миру.


Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников. Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие его психического здоровья
В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семе ...

Стабильность в поведении человека
Стабильность в поведении человека играет большую роль в становлении его взаимоотношений с окружением. Если человек ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека. Самоо ...

Взаимодействие в игре
Когда мы рассматриваем данный тип классификации, мы выделяем следующие типы игр: несоциальные, параллельные, простые совместные, совместные игры. Несоциальная игра появляется первой в процессе онтогенеза человека.[4] Ребенок играет сам с собой, он может наблюдать также за детьми неподалеку, но сам в это время играть не будет. Первый т ...