Теоретический обзор. Функции эмоций. Победительная функция эмоций

Информация о психологии » Управление эмоциональным состоянием ученика » Теоретический обзор. Функции эмоций. Победительная функция эмоций

Все исследователи определяют эмоции как необходимый компонент нашей жизни (2, 3, 5, 9). Именно они заставляют нас действовать, принимать решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с движением, так как его основа определяется латинским словом movere – смещать, двигаться.

Биологическое никогда не исчезнет в человеке, как не исчезнут радости его существования, связанные с удовлетворением элементарных жизненных потребностей: в хорошей пище, чистом воздухе, потребности в общении, в любви. Эти радости являются для человека источником положительных эмоций. Но человеку приходится встречаться и с угрозами внешнего мира, природными влияниями, хищниками, враждебными по отношению к нему. Тогда человек испытывает ощущения неприятные, от которых он хочет избавиться. Эти ощущения дают ему отрицательные эмоции, на борьбу с трудностями, их преодоление или избегание.

Важность эмоций в познавательных процессах подчеркивают все исследователи, их изучающие (3, 5, 6). Учеба в школе является ярким примером познавательной деятельности. Тем не менее, психологические работы по учебной деятельности в условиях учебных заведений, школ и вузов обращают в первую очередь на процессы восприятия информации, внимание, память (6).

Физиологи активно изучают физиологические механизмы адаптации к учебным нагрузкам, также оставляя вопросы эмоций вне границ своих интересов ( 1 ). Очевидно, такой подход связан, прежде всего, с трудностью объективной регистрации эмоционального состояния. Но любой ученик, желающий максимально использовать обязательные годы учебы в школе уже к старшим классам понимает, что должен найти внутри себя мотор, заставляющий учиться дальше, делающий учебу легче, позволяющий справляться с нежеланием порой учиться. Он должен не только тренировать свои органы чувств, внимание, память, но еще уметь культивировать внутри себя положительные эмоции, управлять своим эмоциональным состоянием и извлекать пользу из эмоций отрицательных. Ведь ощущение самодостаточности и саморазвития, гордость перед другими радость открытия – эмоции положительные, наполняющие жизнь смыслом.

Отрицательные эмоции тоже подталкивают к учебе: боязнь получения плохих оценок, страх провала на экзаменах, зависть к успехам других. Да еще здоровье необходимо сохранить, не подтачивать его излишним эмоциональным напряжением.

Академик П.В. Симонов ( 8 ) выделяет у эмоций , помимо побудительной, еще следующие функции:

Отражательная функция.

Выражается в оценке событий и мира в целом. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного действия. Если нам что-то нравится или не нравится, то такое эмоциональное отношение предшествует сознательному анализу. Эмоции это не что иное, как отражение души нашей, и “ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, а всего содержания души нашей .” (К.Д. Ушинский).

Переключающая функция.

Она состоит в том, что эмоции часто побуждают человека к изменению своего поведения. Эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, направляют человека или действовать в прежнем направлении, или менять тактику поведения и само поведение, средства достижения цели.

Подкрепляющая функция

. Выделена П.В. Симоновым, 1987. При обучающей деятельности связана с существованием при выработке условных рефлексов явления награды. Получение награды связано с возникновением положительных эмоций

Коммуникативная функция.

Она определяется мимикой, жестами, позой, изменением интонации, являющихся “языком человеческих чувств”. Эта функция эмоций позволяет человеку передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам, миру.


Эмоциональная сторона потребления
Проблема изучения эмоционального отношения потребителей к конкретным продуктам (по А. Н. Лебедев-Любимов) также относится к числу проблем, которые не имеют в психологии однозначного решения и могут рассматриваться в каждом конкретном случае по-разному. Причем решение проблемы достигается путем психологического исследования, поскольку ка ...

Мини-лекция «Как работать с родителями гиперактивного ребёнка».
Часто родители гиперактивного ребёнка испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда они просто не знают, что делать в той или иной ситуации. В этом случае прежде всего нужно тактично разъяснить им, что ребёнок не виноват ни в чём. И поэтому многочисленные окрики и замечания взрослых, частые запреты ( ...

Специфика каналов формирования общественного мнения
Каналы формирования общественного мнения – это коммуникационные каналы, по которым обеспечивается быстрая передача и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации, а массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений через эти каналы среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информиро ...