Методики исследования
Страница 1

Методика оценки умственной работоспособности и свойств высшей нервной деятельности.

В методике применяются часы с секундной стрелкой и таблицы Анфимова. Буквенная таблица Анфимова содержит 40 строк по 40 букв с последовательным и случайным распределением 8 букв, имеющих одинаковую вероятность распределения. Стандартное задание состоит из 4-х частей по 1 минуте. В первой части задания вычеркивается определенная буква (простой положительный раздражитель). Во второй, третьей и четвертой частях вводится тормозной (отрицательный) раздражитель. По команде «начали» ученик начинает внимательно просматривать каждую строчку, выполняя следующие задания:

А) Простой раздражитель: вычеркивается буква «С» (в течение 1 минуты).

Б) Условное торможение: вычеркивается буква «С» кроме случаев, когда после «С» стоит «Н», т.е. сочетание «СН» (в течение 1 минуты).

В) Дифференцировка: вычеркиваются все буквы «С», подчеркиваются все буквы «Е».

Г) Запаздывающее торможение: вычеркиваются пятая буква после буквы «С», сами буквы «С» не вычеркиваются.

Тест выполняется до и после аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка.

Эту методику я использовала для самостоятельных занятий в течение двух недель, регистрируя частоту сердечных сокращений до и после нее методом подсчета пульса. Также дважды была произведена регистрация частоты сердечных сокращений при аутогенной тренировке у меня с помощью диагностического прибора «Барьер – РОК1».

Тест-опросник на оценку нервно-психического напряжения Т.А. Немчина.

В опросник включено 30 вопросов. Каждый вопрос относится к определенному признаку. Ответы на вопросы возможны в трех приводимых в опроснике вариантах. Если признак отсутствует, за такой вариант начисляется 1 балл. За оптимальное выражение признака начисляется 2 балла. Если признак проявляется в степени, говорящей о снижении адаптации, то начисляется 3 балла. Таким образом, минимальное количество набранных очков равно 30, если испытуемый отрицает у себя каких-либо проявлений нервно-психического напряжения. Максимальное количество очков может быть равно 90, если нервно-психическое напряжение выражено в наибольшей степени. Список вопросов (без вариантов ответа) приводится.

1. Наличие физического дискомфорта.

2. Наличие болевых ощущений.

3. Температурные ощущения.

4. Состояние мышечного тонуса.

5. Координация движений.

6. Двигательная активность в целом.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы.

8. Ощущения и проявления со стороны желудочно-кишечного тракта.

9. Проявления со стороны органов дыхания.

10. Проявления со стороны выделительной системы.

11. Состояние потоотделения.

12. Состояние слизистой оболочки полости рта.

13. Окраска кожных покровов.

14. Восприимчивость к внешним раздражителям, чувствительность.

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах.

16. Настроение.

17. Особенности сна.

18. Особенности эмоционального состояния в целом.

19. Помехоустойчивость.

20. Особенности речи.

21. Общая оценка психического состояния.

22. Особенности памяти

23. Особенности внимания.

24. Сообразительность

25. Умственная работоспособность.

26. Явления психического дискомфорта.

27. Степень распространенности признаков напряжения.

28. Частота возникновения состояния напряжения.

29. Длительность состояния нервно-психического напряжения.

30. Общая степень выраженности напряжения.

Состоянию НПН-1 соответствует обычно интервал 39±3,54 баллов (М±σ)

Состоянию НПН-2 соответствует обычно интервал 60±2,79 баллов

Состоянию НПН-3 соответствует обычно интервал 78±3,36 баллов

Регистрация частоты сердечных сокращений

проводилась в нескольких методических вариантах.

А) Подсчет пульса в районе пульсации лучевой артерии за 20 секунд с последующим перерасчётом на минутный интервал. (умножение поученного значения на три). Артерия прижимается тремя пальцами до возникновения ощущения толчков под ними.

Б) Аналогично определяется пульс в районе сонной артерии на шее.

В) Автоматическая регистрация пульс прибором «Барьер-РОК1». Используется самостоятельный датчик. Датчик измерителя пульса состоит из источника инфракрасного света и светочувствительного элемента. Он реагирует на свет, прошедший через просвеченные ткани. Датчик надевается на указательный палец. Кабель датчика подключается к прибору. Для определения числа пульса измеряется время отдельных ударов, и из этого вычисляется значение, приходящееся на одну минуту.

Музыкальное воздействие

Страницы: 1 2


Формирование педагогического общения учителя.
Для формирования полноценного педагогического общения учитель должен обладать определенными знаниями и уметь совершать определенную деятельность, направленную на развитие и формирование полноценного педагогического общения. Эти знания и умения заключаются в следующем : 1. Учитель должен способствовать формированию группы. 2. Учитель д ...

Юридическая психология
Предмет, задачи, принципы юридической психологии. Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология остается психологической дисциплиной - ее теоретическая основа состоит в закономерностях и особенностях психики человека; специфичны лишь приложение, учет и использование этих закономерностей и особеннос ...

Причины возникновения опасного поведения личности
Под социальными нормами понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению личности в ее взаимоотношениях с теми или иными общностями и другими людьми, и деятельности социальных групп и общественных институтов. Каждая социальная норма разрешает, запрещает, обязыва ...