Роль эмоций в адаптации человека и ее нарушении

Информация о психологии » Управление эмоциональным состоянием ученика » Роль эмоций в адаптации человека и ее нарушении

Эмоции всегда сопровождают наше поведение. Но когда эмоций слишком много, наступает состояние, определяемое как нервно-психическое напряжение (НПН). Исследования Т.А. Немчина ( 4 ) позволили говорить о существовании трех стадий НПН: НПН-1 (слабое), НПН-2 (средне-выраженное), НПН-3 (резко выраженное, чрезмерное).

А) Для стадии слабого НПН эмоциональные процессы не сильно выражены, настроение обычное, чувствительность не изменена. Сон, речь, психические качества нормальные.

Б) На стадии средне-выраженного НПН преобладают положительные эмоции, способствующие активизации адаптационных механизмов, настроение приподнятое, умеренное повышение чувствительности умеренное. Сон крепкий, освежаюший. Появляется чувство ответственности, положительно окрашенной «злости». Помехоустойчивость в работе повышается. Речевая активность усиливается. Работоспособность растет. Психические качества: память, внимание и другие улучшаются.

В) Для чрезмерно выраженного НПН наблюдается яркое преобладание отрицательных эмоций, сопровождаемое сильным ухудшением адаптации. Настроение сниженное, подавленное, есть чувства страха, отчаяния. Постоянное ожидание неудач. Чувствительность резко повышена. Сон беспокойный. Помехоустойчивость снижена. Речь тихая, с паузами, заторможенная. Психические качества ухудшаются. Напряжение не спадает даже после исчезновения трудной ситуации.

Для определения состояния нервно-психического напряжения Т.А. Немчиным был разработан опросник нервно-психического напряжения, примененный в нашем исследовании ( 4 ).

Несомненно, отмечаемые эмоциональные признаки НПН, являясь субъективными по ощущению, имеют и объективные проявления. Они касаются прежде всего изменений в деятельности внутренних органов человека, контролируемых в первую очередь вегетативной нервной системой. Эти изменения исследуются психофизиологией. Из наиболее известных внешних проявлений функций организма, связанных с эмоциональными состояниями, можно назвать следующие:

изменение электрической проводимости кожи;

сосудистые реакции;

изменение артериального давления;

изменение сердечного ритма, его показателя – частоты сердечных сокращений.

Кроме того, о эмоциональных состояниях дают информацию такие методы, как электроэнцефалография, электромиография, мимика мышц лица и другие. Эти и другие методы подробно разобраны в литературе ( 3, 10 ). Они являются основанием в исследованиях детекции лжи, проводимых с помощью полиграфов. Тем не менее, многие из них требуют сложной и дорогостоящей аппаратуры и, видимо поэтому, практически не используются в массовых психофизиологических обследованиях. Даже в практикумах для психологов, например ( 7 ), объективную регистрацию эмоциональных состояний предлагают проводить только по электросопротивлению кожи и частоте сердечных сокращений. Но можно сказать, что и такие простые методы, обладая объективным характером, могут помочь провести надежную диагностику сдвига эмоционального состояния во время учебной деятельности и при корректирующих воздействиях.


Структурализм. Психология как наука о непосредственном опыте
Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера и других привели к пониманию того, что психические процессы могут изучаться экспериментально. Однако формально начало современной научной психологии относят к 1879 г., времени основания Вильгельмом Вундтом (1832 — 1920) первой психологической лаборатории в Лейпциге. Научное влияние В. Вундта было чрезвы ...

«Что нового»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребёнок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говоря ...

Условия эффективности восприятия речи
Из всех умений, определяющих общение, умение слушать является самым необходимым, и именно оно требует совершенствования в наибольшей степени. «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие» (Ларошфуко). Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку имен ...