Роль эмоций в адаптации человека и ее нарушении

Информация о психологии » Управление эмоциональным состоянием ученика » Роль эмоций в адаптации человека и ее нарушении

Эмоции всегда сопровождают наше поведение. Но когда эмоций слишком много, наступает состояние, определяемое как нервно-психическое напряжение (НПН). Исследования Т.А. Немчина ( 4 ) позволили говорить о существовании трех стадий НПН: НПН-1 (слабое), НПН-2 (средне-выраженное), НПН-3 (резко выраженное, чрезмерное).

А) Для стадии слабого НПН эмоциональные процессы не сильно выражены, настроение обычное, чувствительность не изменена. Сон, речь, психические качества нормальные.

Б) На стадии средне-выраженного НПН преобладают положительные эмоции, способствующие активизации адаптационных механизмов, настроение приподнятое, умеренное повышение чувствительности умеренное. Сон крепкий, освежаюший. Появляется чувство ответственности, положительно окрашенной «злости». Помехоустойчивость в работе повышается. Речевая активность усиливается. Работоспособность растет. Психические качества: память, внимание и другие улучшаются.

В) Для чрезмерно выраженного НПН наблюдается яркое преобладание отрицательных эмоций, сопровождаемое сильным ухудшением адаптации. Настроение сниженное, подавленное, есть чувства страха, отчаяния. Постоянное ожидание неудач. Чувствительность резко повышена. Сон беспокойный. Помехоустойчивость снижена. Речь тихая, с паузами, заторможенная. Психические качества ухудшаются. Напряжение не спадает даже после исчезновения трудной ситуации.

Для определения состояния нервно-психического напряжения Т.А. Немчиным был разработан опросник нервно-психического напряжения, примененный в нашем исследовании ( 4 ).

Несомненно, отмечаемые эмоциональные признаки НПН, являясь субъективными по ощущению, имеют и объективные проявления. Они касаются прежде всего изменений в деятельности внутренних органов человека, контролируемых в первую очередь вегетативной нервной системой. Эти изменения исследуются психофизиологией. Из наиболее известных внешних проявлений функций организма, связанных с эмоциональными состояниями, можно назвать следующие:

изменение электрической проводимости кожи;

сосудистые реакции;

изменение артериального давления;

изменение сердечного ритма, его показателя – частоты сердечных сокращений.

Кроме того, о эмоциональных состояниях дают информацию такие методы, как электроэнцефалография, электромиография, мимика мышц лица и другие. Эти и другие методы подробно разобраны в литературе ( 3, 10 ). Они являются основанием в исследованиях детекции лжи, проводимых с помощью полиграфов. Тем не менее, многие из них требуют сложной и дорогостоящей аппаратуры и, видимо поэтому, практически не используются в массовых психофизиологических обследованиях. Даже в практикумах для психологов, например ( 7 ), объективную регистрацию эмоциональных состояний предлагают проводить только по электросопротивлению кожи и частоте сердечных сокращений. Но можно сказать, что и такие простые методы, обладая объективным характером, могут помочь провести надежную диагностику сдвига эмоционального состояния во время учебной деятельности и при корректирующих воздействиях.


Эмпирическое исследование управления эмоциональным состоянием в процессе учебной деятельности. План исследования.
1. Овладеть методикой аутогенной тренировки 2. Изучить, как влияет на эмоциональное состояние, оцениваемое по частоте сердечных сокращений, аутогенная тренировка. а) вначале – произвести оценку умственной работоспособности в начале и в конце обычного урока по таблицам Анфимова. Перед этим – измерить пульс на протяжении 20 секунд. б ...

Конфликт: его понятие и сущность
Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев и т.д. Несмотря на то что конфликт стал уже объектом изучения отдельной дисциплины, отношение к нему в обществе в цел ...

Особенности самореализации личности подростка
Самореализация личности учащегося, как самостоятельное направление педагогических исследованиий, возникло в науке сравнительно недавно. Но вопросы самоактуализации, духовного становления и самостоятельного максимального воплощения эмоционально-интеллектуальных потенций учащимся - это вопросы, уходящие своими корнями глубоко в глубь веко ...