Результаты исследования и их обсуждение. Динамика частоты сердечных сокращений при индивидуальных занятиях аутотренингом.
При обучении и занятиях аутотренингом в течение двух недель у испытуемой наблюдались следующие значения частоты сердечных сокращений.
№ занятия |
ЧСС до аутотренига |
ЧСС после аутотренинга сразу |
ЧСС через 10 минут после аутотренинга |
Эффект аутотренинга, изменение состояния: + есть, – нет |
1 |
87 |
84 |
87 |
– |
2 |
90 |
66 |
87 |
+ |
3 |
93 |
72 |
90 |
+ |
4 |
84 |
63 |
90 |
+ |
5 |
90 |
87 |
93 |
–(утро, бодрость) |
6 |
80 |
78 |
93 |
+ |
Из представленных результатов видно влияние аутотренинга на эмоциональное состояние, определяемое по ритму сердца как в начале обучения аутотренингу, так и при определенном опыте проведения занятий. Происходит снижение частоты сердечных сокращений к концу занятия аутотренингом.
Влияние подтверждается данными субъективного самоотчета. При проведении занятия №6 с контролем пульса во время всего занятия с помощью прибора «Барьер-РОК1», несмотря на незначительное уменьшение ЧСС во время занятия, наблюдалось уменьшение разброса длительности отдельных кардиоинтервалов при аутотренинге в сравнении с исходными значениями: начальный диапазон – 70÷88 ударов в минуту, при аутотренинге 69÷81 удар в минуту. Происходит изменение не только ЧСС как общего показателя ритма сердца, но и структуры сердечного ритма.
Результаты по опроснику нервно-психического напряжения соответствуют 48 баллам. Они позволяют отнести мкеня к группе лиц со стадией нервно-психического напряжения, обозначаемой как НПН-2. Такая стадия соответствует в целом адаптированности моего организма к учебным нагрузкам. На этой стадии аутотренинг является эффективным средством психопрофилактики и коррекции эмоциональных гнарушений.
Определение памяти как высшего психического процесса
Память является сложной психической деятельностью, в которой выделяют процессы запоминания; сохранения и удержания в памяти того, что было запечатлено или заучено; воспроизведение, извлечение информации. К процессам памяти относится также забывание, то есть утрата информации, которая может быть безвозвратной, полной или частичной.
Благ ...
Характеристика индивидуальности человека
Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведении т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именн ...
Влияние заикания на развитие самооценки
Дети, которые страдают заиканием, могут быть отнесены к трем разным группам в зависимости от структурной организации нарушений.
Первая (приблизительно 60% обследованных) – дети с неврозоподоб-ным заиканием. У них имеются нарушения произвольного внимания, истощаемость психических процессов преимущественно по гиперстеничес- кому типу. М ...