Личность, как социализированный индивид
Страница 1

Психология личности » Личность, как социализированный индивид

Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, - такое определение дает психологический словарь и добавляет: "В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе".

Выготский Л.С. выдвинул тезис о социальном происхождении психических функций человека. Выдвигая этот тезис, Выгодский был вынужден примирить его с неоспоримым фактом существования психических функций у новорожденных. Ответом на это противоречие и явилось различение между низшими (натуральными) психическими функциями и высшими психическими функциями.

Выготский видел развитие психических функций в контексте гегелевской схемы развития, согласно которой любая развивающая познавательная функция существует первоначально "в себе", затем "для других" и, наконец, "для себя". Эта схема хорошо поясняется примером о развитии указательного жеста у младенцев: первоначально этот жест существует уже в форме неудавшегося хватательного движения, направленного на желаемый объект. Этот жест способен перейти во вторую стадию, если будет соответствующим образом интерпретирован взрослыми. Тогда это движение приобретает значение "помоги мне взять это" и ребенок начинает использовать его как для целей коммуникации с близкими взрослыми, так и для практических целей овладения желаемым объектом. Ребенок еще не осознает, что использует этот жест как социальный сигнал. И в третьей стадии ребенок уже пользуется этим жестом для контроля над своим собственным поведением, например для выделения определенного фрагмента картины и концентрации внимания на нем.

В более общем плане развитие познавательных функций рассматривается как их переход от низших к высшим психическим формам, при этом различие между этими формами проводится по четырем критериям: происхождению, структуре, способу функционирования и отношению к другим психическим функциям. По происхождению большинство низших психических функций генетически врожденны, по структуре они не опосредованы, по способу функционирования они не произвольны, и в отношении к другим функциям они существуют как отдельные изолированные психические образования, (таким образом, можно сказать, что низшие психические функции никоим образом не зависят от социализации, от общества). В отличие от них высшие психические функции являются социально приобретенными: они опосредованы социальными значениями, они произвольно контролируются субъектом и существуют как звенья в целостной системе психических функции, т.е. высшие психические функции возникают под влиянием общества, под влиянием вовлечения индивида в активную общественную жизнь. Второй и третий критерии составляют особое качество высших психических функций, обозначаемые как осознанность.

Таким образом, мы подошли к проблеме "личность-индивид". В связи с различием понятий "индивид" и "личность" по содержанию, иногда возникают дискуссии: всякий ли индивид является личностью. Например, иногда утверждается, что личностями являются только творческие люди; из числа личностей пытаются выбросить лиц, ведущих себя антиобщественно (например, преступников), психически больных и т.д. Заявляется, что некоторые люди - это просто индивиды, но не личности. Конечно, личность может быть творческой, а может быть серой (впрочем, каждый человек обладает в той или иной степени "творческим потенциалом", поскольку без творчества, хотя бы и элементарного, человек не может решать жизненные задачи, т.е. попросту прожить), может быть активно-преобразующей или пассивно-приспосабливающейся и т.д. Но каждый общественный индивид, человек является личностью, спорным может быть только вопрос о том, когда в процессе индивидуального развития начинает формироваться личность. Давайте подытожим, в чем же разница между индивидом и личностью: индивид - единичный представитель вида "Homo sapiens", в то время как понятие "личность" фиксирует те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу (социальное качество).

Личность характеризуется многообразием свойств, и это многообразие закономерно. Психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как функциональные, ни тем более как материально-структурные. Они принадлежат к той категории свойств, которые определяются как системные, и этой системой является общество. Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида. Таким образом, можно прийти к выводу, что социализация индивида, его становление личностью - это ни что иное, как попытка "выживания". Но можно попробовать пойти еще немного дальше. Для этого давайте попробуем взглянуть на рефлексы с точки зрения органической и социальной сфер личности. В.М.Бехтерева разделяет несколько типов личных рефлексов. Изначально идут рефлексы появляющиеся в результате внутренних раздражений крайне необходимых для организма (эти рефлексы относятся скорее к инстинктам). Далее идут внешние раздражители, которые также возбуждают личную сферу, но не в смысле ближайшего удовлетворения потребностей организма, а в смысле дальнейшего обеспечения необходимых для него жизненных условий (например, человеку для выживания необходимо выкопать 12 корешков. После того, как он их выкопал, он, преодолевая усталость, старается выкопать еще 10 про запас.) Такие раздражители имеют связь с прошлым и с будущим. Таким образом, личная сфера, концентрируя в себе запас важнейшего для жизни организма прошлого опыта, образует собой главный центр нервно-психической деятельности, лежащей в основе активно-самостоятельного отношения организма к живому миру. С развитием общественной жизни личная сфера человека приобретает, помимо органического, социальный характер, в основе которого лежат нравственные и социальные отношения между людьми. Таким образом, личная сфера социального характера является ступенькой для развития личности как "самобытной психической особи в социальной жизни народов". То есть личность будет зависеть от двух типов реакций на раздражители: органических (воздействие окружающей среды) и социальных (воздействие общества), и в зависимости от преобладания того или иного типа раздражителей, в ней будут превалировать черты эгоиста или альтруиста.

Страницы: 1 2


Особенности организации исследования
В соответствии с поставленными задачами в апреле 2004 года на базе МДОУ «Детский сад N 244 комбинированного вида ЦАО гор Омска» была проведена экспериментальная часть данной работы. В подготовительной группе 25 детей. В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Отбор испытуемых проводился методом случайной выбор ...

Особенности функциональных асимметрий у близнецов
По признакам асимметрии близнецы существенно отличаются от стальных представителей популяции. Например, среди близнецов НеРедко встречаются зеркальные пары, в которых один близнец являйся правшой, а другой — левшой. Широко распространено мнение, что леворукость среди близнецов встречается чаще, чем в общей популяции, однако специальное ...

Специфика воспитания в многодетной семье
Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почв ...