Развитие творческой
деятельности и творческих способностей как необходимость современного обществаСтраница 2
чувство новизны
способность преобразовать структуру объекта
направленность на творчество
критичность
И в качестве показателей предложила:
умение и стремление к познанию
наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях
развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей
обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке. [Щуркова 1998: 40]
У одаренных детей - высокая познавательная активность, но не всем учителям под силу отвечать на их настойчивые вопросы и удовлетворять их интеллектуальный голод. Поэтому особое внимание необходимо уделять личности учителя и его побудительно-интенсифицирующей деятельности. Ученые выделяют качества учителя, способного к работе с одаренными детьми: позитивная Я-концепция, целеустремленность, настойчивость, зрелость, эмоциональная стабильность, чуткость, способность к индивидуализации обучения и другие (К. Такас, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева).
Учителя школы, отвечающие данным требованиям, должны работать с одаренными учащимися в группах и индивидуально в рамках факультативов, подготовки к школьной и городской научно-практическим конференциям, выпуска сборников научно-творческих работ учащихся и т.д.
Перечисленные выше условия способствуют развитию одаренности учащихся в общеобразовательной школе.
Необходимо отметить еще одну работу (Мотков О. И), посвященную развитию творчества детей в школе. Он занимался сравнением креативности детей в России и США.
В организации работы детей в кружке, в школе или дома психологически существенным является отношение педагога (родителя) к инициативе ребенка.
К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (таблица 1).
В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости и оригинальности.
Таблица 1. Данные детей по показателям креативности в России и США
Страна |
Возраст |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Россия |
6 - 8 лет |
51,4 |
26,4 |
25,0 |
США |
7 лет |
34,1 |
16,4 |
12,9 |
Россия |
11 - 12 лет |
47,7 |
21,8 |
21,8 |
США |
12 лет |
71,0 |
32,3 |
41,9 |
Россия |
15 - 17 лет |
36,3 |
20,7 |
25,8 |
США |
16 лет |
82,0 |
37,6 |
56,1 |
Данная проблема заключается в том, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американской же школе, как частной, так и государственной, последние пять лет широко распространяются такие программы. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.).
Школьный возраст.
Это очень серьезный этап в становлении человека. Психика человека меняется кардинально, и за 10 школьных лет, из меленького ребенка формируется взрослая личность. Этот этап невозможно рассматривать целиком, поэтому он разбивается на две составляющих – младший школьный возраст и подростковый период ( отрочество ). ...
Корреляционный анализ
На основании результатов исследования было выявлено, что референтометрический показатели коррелируют со всеми параметрами, а именно: с социальным статусом (R=0.470), с личностной сферой (R=0.480), с неформальным лидерством (R=0.346), в большей степени, чем с показателями в деловой сфере (R=0.215). Также можно отметить взаимосвязь по та ...
Возрастные кризисы
Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения , продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.
Термин « кризисы ...