Формирование группы и ее основные характеристикиСтраница 2
В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и адаптации, и идентификации, и интеграции происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня интеграции, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.
Что же касается процесса коммуникации, то он сопровождает развитие группы на всех ее стадиях. Коммуникация является средством, с помощью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои отношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведением. Поэтому о ней мы поговорим отдельно. www.todayculture.ru
Обобщая сказанное, можно схематично представить модель формирования и развития группы.
Модель формирования и развития группы
Причины образования группы |
Типы группы |
Стадии развития групп |
Основные характеристики групп |
Потенциальные конечные результаты |
Удовлетворение Потребности в: – общении, – самоуважении, – безопасности, – усилении власти, – получении определенного общественного статуса, – достижении социальных, экономических и других целей |
Формальные 1. Администра-тивные 2. Оперативные Неформальные: 1. группы по интересам 2. группы на основе дружбы |
1. Адаптации 2. Идентифи-кации 3. Интеграции 4. Распада |
1. структура 2. размер 3. состав 4. статус 5. роли 6. нормы 7. сплоченность 8. коммуникация и взаимопонимании 9. лидерство 10. конфликт |
– индивидуальная результативность – групповая результативность – организационная результативность |
В соответствии с этой моделью рассмотрим основные характеристики группы и потенциальные конечные результаты ее деятельности.
Структура группы.
Каждая группа имеет свою структуру. Она зависит от типа группы, ее размера и состава, взаимоотношений и норм в ней, статуса и роли каждого члена группы.
Размер и состав группы.
Одним из важных факторов, который во многом определяет эффективность группы, является ее размер. Практика показывает, что наиболее продуктивными оказываются группы, состоящие из 5–9 человек. Такая численность позволяет, во-первых, учитывать при принятии решений разные мнения, во-вторых, создает прозрачность, при которой хорошо виден вклад каждого и, в-третьих, обеспечивает благоприятные условия для взаимодействия и сплоченности.
Эффективность группы зависит также от ее состава. Исследования подтвердили такую закономерность: чем больше общих признаков у группы (по возрасту, квалификации, взглядам и т.д.), тем плодотворней работают ее члены, тем быстрее они находят правильные решения вопросов, которые перед ними возникают. В то же время разнородность группы по какому либо признаку при определенных условиях может быть источником конфликтов.
Статус.
Под статусом принято понимать место человека в обществе или группе.
Педагогическое общение
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение - совокупность средств и ме ...
Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
В последнюю редакцию (март 2000 г.) Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль — «психосоциальная работа». Такой подход полностью согласуется с международной теорией и практикой оказания социальной помощи населению. Центральной задачей практической социальной работ ...
Теоретическое обоснование исследования
Теоретическое обоснование связано с недостаточной научной обоснованностью психологических принципов управления малым и средним бизнесом в России
Эмпирическая практика свидетельствует о большом разнообразии форм и метолов организации системы управления но и в ней нет достаточно однозначных фактов на основе которых можно было бы построит ...