Формирование группы и ее основные характеристики
Страница 2

Информация о психологии » Формирование группового поведения в организациях » Формирование группы и ее основные характеристики

В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и адаптации, и идентификации, и интеграции происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня интеграции, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.

Что же касается процесса коммуникации, то он сопровождает развитие группы на всех ее стадиях. Коммуникация является средством, с помощью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои отношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведением. Поэтому о ней мы поговорим отдельно. www.todayculture.ru

Обобщая сказанное, можно схематично представить модель формирования и развития группы.

Модель формирования и развития группы

Причины

образования

группы

Типы группы

Стадии

развития групп

Основные характеристики

групп

Потенциальные

конечные результаты

Удовлетворение

Потребности в:

– общении,

– самоуважении,

– безопасности,

– усилении власти,

– получении

определенного

общественного

статуса,

– достижении

социальных,

экономических

и других целей

Формальные

1. Администра-тивные

2. Оперативные

Неформальные:

1. группы по интересам

2. группы на основе дружбы

1. Адаптации

2. Идентифи-кации

3. Интеграции

4. Распада

1. структура

2. размер

3. состав

4. статус

5. роли

6. нормы

7. сплоченность

8. коммуникация

и взаимопонимании

9. лидерство

10. конфликт

– индивидуальная

результативность

– групповая

результативность

– организационная результативность

В соответствии с этой моделью рассмотрим основные характеристики группы и потенциальные конечные результаты ее деятельности.

Структура группы.

Каждая группа имеет свою структуру. Она зависит от типа группы, ее размера и состава, взаимоотношений и норм в ней, статуса и роли каждого члена группы.

Размер и состав группы.

Одним из важных факторов, который во многом определяет эффективность группы, является ее размер. Практика показывает, что наиболее продуктивными оказываются группы, состоящие из 5–9 человек. Такая численность позволяет, во-первых, учитывать при принятии решений разные мнения, во-вторых, создает прозрачность, при которой хорошо виден вклад каждого и, в-третьих, обеспечивает благоприятные условия для взаимодействия и сплоченности.

Эффективность группы зависит также от ее состава. Исследования подтвердили такую закономерность: чем больше общих признаков у группы (по возрасту, квалификации, взглядам и т.д.), тем плодотворней работают ее члены, тем быстрее они находят правильные решения вопросов, которые перед ними возникают. В то же время разнородность группы по какому либо признаку при определенных условиях может быть источником конфликтов.

Статус.

Под статусом принято понимать место человека в обществе или группе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Итоги
На основе теоретического анализа, проведенного в первой главе, мы считаем необходимым подвести общие итоги. Первые попытки изучения самооценки были предприняты в зарубежной психологии – У. Джемсом. Он вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение». Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зар ...

Примеры проведения социально-психологического тренинга
Предлагаются упражнения для проведения социально-психологического тренинга. Соответственно специфике состава группы, особенностей групповой динамики, социально-психологической компетентности участников можно вносить коррективы, изменения в предложенные упражнения. «Знакомство» Участники садятся в круг. Им предложено задуматься о том, ...

Результаты эмпирического исследования СПК в ООО "Коктейль". Результаты исследования СПК подразделения №1. Структура взаимоотношений в подразделении
В исследуемом коллективе изучались следующие социально-психологические показатели на основе социометрического метода: · Социальный статус, · Уровень оценки деловых качеств сотрудников друг другом (деловой критерий), · Уровень оценки личностных качеств (личностный критерий), · Уровень оценки одинарного ролевого критерия (неформальное ...