Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Страница 1

Информация о психологии » Социально-психологические условия самореализации » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Проанализируем результаты экспериментов (рассмотреных в предыдущем пункте), проведенных в школах Москвы и Рязани с целью изучения влияния учебно-воспитательного процесса на самоактуализацию личности подростка.

Анализ результатов по шкале поддержки, измеряющей степень независимости поведения субъекта от воздействий извне, подтвердил наше предположение о том, что начало процесса самоактуализации становится возможным в возрасте 14-15-ти лет. www.manytransport.ru

Процентное распределение подростков по уровням самоактуализации, позволяет сделать вывод, что уровень самоактуализации подростков 14-15-ти лет значительно выше, нежели у 13-тилетних. Так 39,4 % подростков 14-15-ти лет находятся на уровне статистической и психической нормы, 3,8% подростков данного возраста достигли уровня самоактуализации, в то время как большинство подростков 13-ти лет (73,6%) не достигли уровня нормы, и ни один подросток не достиг уровня самоактуализации.

Дальнейший анализ данных, полученных с помощью методики САТ, подтвердил основные особенности подросткового возраста, отмечаемые психологами. Ярче всего у подростков данной возрастной категории проявляются следующие показатели самоактуализации: независимость ценностей и поведения, коммуникабельность, самоуважение, умение ценить свои достоинства, потребность в творческой деятельности. Наименьшее количество баллов подростки получили по шкале синергичности, которая характеризует способность человека к целостному восприятию мира и людей, что, возможно, связано с еще не вполне сложившимся мировоззрением.

Следует отметить, что если по шкале поддержки подростки 14-15-ти лет получили значительно более высокие результаты, чем подростки 13-ти лет, то при анализе результатов по шкалам креативности, контактности, ценностных ориентаций мы не обнаружили существенных различий между данными возрастными категориями.

Так, по шкале ценностных ориентаций на уровне нормы находится 57,8 % подростков 13-ти лет, у подростков 14-15-ти лет данный процент составляет 49%. Уровня самоактуализации достигли 21,1% тринадцатилетних подростков и 30,7% подростков 14-15 лет.

Анализ креативности и контактности подростков показал, что результаты по данным шкалам несколько ниже, чем по шкале ценностных ориентаций. Так, по шкале креативности на уровне нормы находятся 71% и 73% подростков 13 и 14-15 лет соответственно, на уровне самоактуализации – 7,9% подростков 13 лет и 8,6% подростков 14-15 лет. Вероятно, это можно объяснить тем, что ценностные ориентации подростков находятся в стадии интенсивного формирования, а потребности в творческой деятельности и общении не удовлетворяются в полной мере.

По сумме баллов, полученных при обработке шкалы контактности, мы можем судить о том, насколько человек общителен, способен устанавливать глубокие и тесные контакты с окружающими. Поскольку стремление к общению является одной из основных характеристик подросткового возраста, полученные результаты достаточно высоки. Так, уровня самоактуализации по общению достигли 15,9% тринадцатилетних подростков и 26,9% подростков 14-15 лет.

Таким образом, креативность, контактность, ценностные ориентации (по шкалам которых были получены наиболее высокие результаты) являются наиболее значимыми для подростков, что можно рассматривать в качестве особенностей их самоактуализации.

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены различия самоактуализации по половому признаку. Так, для подростков 14-15 лет уровня самоактуализации достигли лишь 5,7% мальчиков и 9,2% девочек, на уровне статистической и психической нормы находятся 25,8% мальчиков и 57,7% девочек, а значительно ниже нормы - 56,3% мальчиков и 32% девочек. Таким образом, девочки-подростки в большей степени стремятся к выявлению и началу реализации своих потенциальных способностей, чем их сверстники- мальчики.

Процесс самоактуализации подвержен влиянию ряда факторов, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. А. Маслоу указывал, на ряд внутренних факторов: десакрализацию («отказ относиться к чему- либо с глубокой серьезностью и вовлеченностью»); «комплекс Ионы» (отказ от попыток реализации своих способностей); дурные привычки, уменьшающие гибкость и открытость. К внешним факторам можно отнести препятствия, связанные с: организацией учебно-воспитательного процесса; негативной позицией педагога (Л.И.Туктаева); отрицательным влиянием прошлого опыта; давлением группы и социальной пропагандой. (А.Маслоу).

Страницы: 1 2


Определение памяти как высшего психического процесса
Память является сложной психической деятельностью, в которой выделяют процессы запоминания; сохранения и удержания в памяти того, что было запечатлено или заучено; воспроизведение, извлечение информации. К процессам памяти относится также забывание, то есть утрата информации, которая может быть безвозвратной, полной или частичной. Благ ...

Самооценка
Требования взрослых тогда становятся надежными регуляторами поведе­ния ребенка, когда они превращаются в его требования к само­му себе, т. е. в саморегуляторы, которым ребенок следует неза­висимо от того, находится он под контролем других людей или нет. Тогда он сам становится контролером своих поступков. Анализ сложного процесса самор ...

Что такое группа и почему люди объединяются в группы?
Ответ на первую часть вопроса является очевидным: группа – это несколько человек, небольшое собрание людей. Однако всякое ли небольшое объединение людей действительно можно назвать группой? Большинство исследователей утверждают, что для группы необходимо, во-первых, чтобы ее члены взаимодействовали и, во-вторых, чтобы они чувствовали с ...