Три этапа методики систематической десенситизации.
Страница 1

Информация о психологии » Систематическая десенситизация и имплозивные методики » Три этапа методики систематической десенситизации.

В самой процедуре систематической десенситиза­ции можно выделить три этапа: овладение методи­кой мышечной релаксации; составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенси­тизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).

Остановимся на каждом этапе подробнее. Трениров­ка в мышечной релаксации проводится ускоренным темпом сравнительно с классической методикой Джекобсона и требует около 8-9 сеансов. Методика прогрес­сивной мышечной релаксации по Джекобсону предпо­лагает курс тренировки: с помощью концентрации внимания выработка способности улавливать чувство напряжения в мышцах, когда оно имеется, и чувство мышечного расслабления, а также снижение порога восприятия этих противоположных состояний мышц; обучение произвольному расслаблению напряженных мышечных групп, даже если напряжение в них незна­чительно. Для облегчения решения этих задач все мышцы тела делятся на 16 групп, Предоставляется инструкция, помогающая добиться напряжения мышц данной группы. www.trcover.ru

1. Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак.

2. Доминантное плечо: максимально надавите лок­тем на подлокотник, вызовите напряжение в двугла­вой мышце плеча.

3. Недоминантная кисть и предплечье.

4. Недоминантное плечо.

5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше.

6. Мышцы средней трети лица: сведите как мож­но сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос.

7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад.

8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди и в то же самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи.

9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально сведите лопатки вниз и к середине.

10. Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот.

11. Доминантное бедро: максимально напрягите передние и задние мышцы бедра.

12. Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни.

13. Доминантная ступня: согните ступню внутрь, одновременно согните пальцы ступни.

14. Недоминантное бедро.

15. Недоминантная голень.

16. Недоминантная ступня.

Упражнения начинают с приобретения навыков дифференциации состояний максимального напряже­ния и возникающего вслед за этим физиологическо­го расслабления. Упражнения обычно проводят в удоб­ном наклонном кресле, иногда лежа на кушетке или даже на полу на матах. Положение тела должно быть таким, чтобы избежать напряжения отдельных мышечных групп, например, мышц спины. Все мешаю­щее сосредоточению (галстук, тугой пояс, часы, обувь) должно быть устранено. Психотерапевт начинает уп­ражнение с 1-й мышечной группы. В течение 5-7 се­кунд пациент максимально напрягает мышцы, затем полностью их расслабляет и в течение 30-45 секунд сосредоточивает внимание на возникающем расслаб­лении. В процесс занятий на напряжение - расслаб­ление психотерапевт помогает пациенту сосредото­читься на этом ощущении, особенно при групповых занятиях. Например: «Сконцентрируйтесь на мыш­цах правого предплечья и кисти, максимально сожмите кулак . Заметьте, как напряглись мышцы и в ка­ких мышцах существует напряжение… Теперь рас­слабьте мышцы, постарайтесь полностью расслабить мышцы . улавливайте, как они расслабляются все больше . сконцентрируйтесь на приятном чувстве расслабления . Заметьте, как параллельно развива­ется расслабление и успокоение»,

Страницы: 1 2 3 4 5


Детский коллектив. Класс как вид коллектива.
Существуют такие виды детских коллективов как: отряд в лагере, двор, класс - как самая устойчивая группа. Структура личных взаимоотношений между детьми в классе - это реально сложившаяся, нигде официально не зафиксированная система. Но наряду с ней в каждом коллективе есть и своя организационная структура - в классе это органы ученическ ...

Понятия, методы и модели возрастной пспхогенетики
Главным понятием психогенетики развития является «генетическое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта. Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли генетической вариативности в общей вариативности признака, что позволяет оценить, как ...

Причины гиперактивности
Существует достаточно исчерпывающее описание симптоматики синдрома, знания о причинах данного нарушения довольно скромны. К настоящему времени установлено, что гипотеза о тождественности гиперкинетического синдрома с минимальной мозговой дисфункцией (ММД) или со специфическими трудностями в обучении неверна. У части детей наблюдаются ...