Три этапа методики систематической десенситизации.
Страница 2

Информация о психологии » Систематическая десенситизация и имплозивные методики » Три этапа методики систематической десенситизации.

Упражнение для одной группы мышц может быть повторено несколько раз, пока пациент не почувству­ет полного расслабления. Затем переходят к следующей мышечной группе. В конце упражнения несколько минут можно отвести достижению полного расслабле­ния всего тела. После занятий врач отвечает на вопро­сы пациентов. www.intoregions.ru

Для успешного овладения методикой пациент дол­жен выполнять упражнения самостоятельно в тече­ние дня дважды, затрачивая на каждое упражнение по 15-20 минут. Последние упражнения лучше про­водить в постели перед сном (табл. 1).

По мере приобретения навыка в расслаблении мы­шечные группы укрупняются, сила напряжения в мышцах уменьшается и постепенно все более исполь­зуется метод воспоминаний. Пациент научается разли­чать напряжение в мышцах, припоминая, как запечат­лелось у него в памяти расслабление в этой группе мышц, и снимать его, сначала несколько усиливая на­пряжение в мышцах, а потом — без дополнительного напряжения.

Описанный выше вариант методики Джекобсона получил название активной прогрессивной мышеч­ной релаксации,

поскольку при нем релаксация до­стигается через мышечное напряжение.

В последнее время все чаще используется другой вариант методики —пассивная мышечная релакса­ция.

При нем мышечное напряжение практически не используется.

Техника заключается в следующем. Пациент зани­мает удобную позу, сидя на стуле, закрывает глаза, расслабляет все мышцы тела. Запрещается перекрест рук и ног. Если он ощущает напряжение мышц в ка­кой-либо области, то предлагается напрячь эту группу мышц и через предварительное напряжение достичь расслабления мышц. Потом проверить правильность по­ложения языка в полости рта. Он должен быть расслаб­лен и не касаться стенок полости рта.

Таблица 1

Примерная схема проведения занятий по методике Джекобсона

№ занятий

'Группы мышц

Средняя

длительность

занятия

1,2,3

4, 5

6, 7

7, 8

16 мышечных групп

7 мышечных групп

1. Доминантная кисть, предплечье, плечо

2. Недоминантная кисть, предплечье, плечо

3. Мышцы лица

4. Мышцы шеи

5. Грудь, надплечье, спина и живот

6. Доминантное бедро, голень, ступня

7. Недоминантное бедро, голень, ступня

4 мышечные группы

1. Обе руки (кисть, предплечье, плечо)

2. Мышцы лица и шеи

3. Грудь, надплечье, спина и живот

4. Обе ноги

Повторение занятий с четырьмя мышечными группами

45-60 мин

20-30 минут

10-15 минут

10-15 минут

Далее пациент должен установить свободное, спо­койное дыхание. Ему не навязывают какое-либо фик­сированное соотношение между 4 фазами дыхания (вдохом, задержкой, выдохом, задержкой), он дышит спокойно, не спеша. После успокоения дыхания па­циенту предлагается отбросить все посторонние мыс­ли, если они есть, представить, как вместе с выдыха­емым воздухом они покидают его и вместе с ними его покидает напряжение.

Затем пациенту необходимо сконцентрироваться на ощущениях, возникающих в носу при дыхании, ощу­щении прохлады при вдохе и тепла при выдохе, сде­лать 10-42 вдохов и выдохов, ярко прочувствовать эти ощущения тепла и прохлады.

Страницы: 1 2 3 4 5


Понятие социально-психологического тренинга
В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и у нас в стране. Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. Когда были разработаны дру ...

Определение существа конфликта
Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов: 1. Опре ...

Выводы
В целом проведенные исследования позволили уточнить феноменологию застенчивости у школьников-подростков; выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых она проявляется; выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных можно описать обобщенный портрет застенчивого ребенка. Застенчивый ребенок – э ...