Три этапа методики систематической десенситизации.
Страница 2

Информация о психологии » Систематическая десенситизация и имплозивные методики » Три этапа методики систематической десенситизации.

Упражнение для одной группы мышц может быть повторено несколько раз, пока пациент не почувству­ет полного расслабления. Затем переходят к следующей мышечной группе. В конце упражнения несколько минут можно отвести достижению полного расслабле­ния всего тела. После занятий врач отвечает на вопро­сы пациентов. www.intoregions.ru

Для успешного овладения методикой пациент дол­жен выполнять упражнения самостоятельно в тече­ние дня дважды, затрачивая на каждое упражнение по 15-20 минут. Последние упражнения лучше про­водить в постели перед сном (табл. 1).

По мере приобретения навыка в расслаблении мы­шечные группы укрупняются, сила напряжения в мышцах уменьшается и постепенно все более исполь­зуется метод воспоминаний. Пациент научается разли­чать напряжение в мышцах, припоминая, как запечат­лелось у него в памяти расслабление в этой группе мышц, и снимать его, сначала несколько усиливая на­пряжение в мышцах, а потом — без дополнительного напряжения.

Описанный выше вариант методики Джекобсона получил название активной прогрессивной мышеч­ной релаксации,

поскольку при нем релаксация до­стигается через мышечное напряжение.

В последнее время все чаще используется другой вариант методики —пассивная мышечная релакса­ция.

При нем мышечное напряжение практически не используется.

Техника заключается в следующем. Пациент зани­мает удобную позу, сидя на стуле, закрывает глаза, расслабляет все мышцы тела. Запрещается перекрест рук и ног. Если он ощущает напряжение мышц в ка­кой-либо области, то предлагается напрячь эту группу мышц и через предварительное напряжение достичь расслабления мышц. Потом проверить правильность по­ложения языка в полости рта. Он должен быть расслаб­лен и не касаться стенок полости рта.

Таблица 1

Примерная схема проведения занятий по методике Джекобсона

№ занятий

'Группы мышц

Средняя

длительность

занятия

1,2,3

4, 5

6, 7

7, 8

16 мышечных групп

7 мышечных групп

1. Доминантная кисть, предплечье, плечо

2. Недоминантная кисть, предплечье, плечо

3. Мышцы лица

4. Мышцы шеи

5. Грудь, надплечье, спина и живот

6. Доминантное бедро, голень, ступня

7. Недоминантное бедро, голень, ступня

4 мышечные группы

1. Обе руки (кисть, предплечье, плечо)

2. Мышцы лица и шеи

3. Грудь, надплечье, спина и живот

4. Обе ноги

Повторение занятий с четырьмя мышечными группами

45-60 мин

20-30 минут

10-15 минут

10-15 минут

Далее пациент должен установить свободное, спо­койное дыхание. Ему не навязывают какое-либо фик­сированное соотношение между 4 фазами дыхания (вдохом, задержкой, выдохом, задержкой), он дышит спокойно, не спеша. После успокоения дыхания па­циенту предлагается отбросить все посторонние мыс­ли, если они есть, представить, как вместе с выдыха­емым воздухом они покидают его и вместе с ними его покидает напряжение.

Затем пациенту необходимо сконцентрироваться на ощущениях, возникающих в носу при дыхании, ощу­щении прохлады при вдохе и тепла при выдохе, сде­лать 10-42 вдохов и выдохов, ярко прочувствовать эти ощущения тепла и прохлады.

Страницы: 1 2 3 4 5


Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет ...

Формирование педагогического общения учителя.
Для формирования полноценного педагогического общения учитель должен обладать определенными знаниями и уметь совершать определенную деятельность, направленную на развитие и формирование полноценного педагогического общения. Эти знания и умения заключаются в следующем : 1. Учитель должен способствовать формированию группы. 2. Учитель д ...

Оценка результатов
1. Ориентировочная деятельность у интеллектуально полноценных детей носит активный характер. Они внимательно рассматривают доску в течение всего отведенного времени, часто делают различные предположения и догадки о том, как выполнить работу («Я зеленые с зелеными положу» или «А можно все кружки вместе собрать?» и т.д.). Иногда дети даже ...