Имплозивные техники.
Страница 1

Если при систематической десенситизации столкновение с ситуацией, вызывающей страх, происходит постепенно, то в имплозивных методиках подчеркивается ценность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкновение с ситуацией, вызывающей страх, чем оно длительнее, чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая это стол­кновение, тем больше оснований назвать эту процеду­ру имплозивной. www.trafficpoint.ru

В практической работе отнесение той или иной методики к имплозивной процедуре наводнения или де­сенситизации во многих случаях является условным. Все методики подобного рода можно представить в виде континуума, народном полюсе которого нахо­дится систематическая десенситизация, на другом на­воднение. Параметры, по которым различаются эти полюса, следующие:

—быстрая или медленная конфронтация (столк­новение) со стимулом, вызывающим страх;

—возникновение интенсивного или слабого страха;

—длительность или кратковременность столкно­вения.

При методике наводнения замещающее страх по­ведение (например, мышечная релаксация) не используется, поэтому пациент не нуждается в освоении методики прогрессивной мышечной релаксации.

Методика собственно наводнения

состоит в том, что пациента побуждают столкнуться с реальной си­туацией, вызывающей страх, и убедиться при этом в отсутствии возможных негативных последствий (на­пример, смерти от сердечного заболевания у больного с кардиофобическим синдромом или падения в обмо­рок больного с агорафобическим синдромом и т. д.). Для этого пациент должен находиться в этой ситуа­ции как можно дольше и испытывать как можно бо­лее сильную эмоцию страха.

Методика наводнения эффективна только при вы­полнении ряда условий. Во-первых, пациенты, имеющие органическую патологию, которая может резко ухудшиться под влиянием интенсивного эмоциональ­ного стресса, не должны подвергаться лечению с помо­щью этой методики (например, больные с ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой и др.). Во-вторых, с самого начала лечения пациент должен стать активным его участником. Ответственность за выбор именно этого метода лечения принимает сам пациент. Для этого перед началом лечения он должен получить необходимую информацию о механизмах дей­ствия этого метода, о причинах длительности его стра­ха. Обсуждаются конкретные задачи, которые пациент соглашается реализовать, возможная интенсивность конфронтации со стимулом, вызывающим страх; пре­имущества быстрой или постепенной конфронтации применительно к данному конкретному пациенту. Должна быть исключена возможность механизмов скрытого избегания. Так, при столкновении с реаль­ной ситуацией пациент может удаляться от нее, уходя в мир фантазий или в постороннюю активную деятель­ность. Например, он рассказывает, что во время поез­дки в транспорте старается думать о чем-нибудь при­ятном или о каких-либо важных делах, которые ему предстоит сделать, весь уходя в эти размышления. Или, если поездка происходит с кем-нибудь, то он вступает в разговор, требующий внимания и сосредоточения. Во всех этих случаях пациент удаляется от реальной ситуации, вызывающей страх, и тем самым снижает интенсивность своей тревоги и страха. Пациенту должно быть объяснено, что скрытое избегание, снижение субъективного уровня страха подкрепляет это избега­ние. Механизм здесь близок к тому, который форми­рует страх и фобию (поведение избегания приобрета­ется и подкрепляется на основе редукций страха, приобретение ответа избегания подкрепляет поведение, избегания). Пациент должен быть также предупреж­ден о том, что в процессе пребывания в ситуации стра­ха он должен испытать несколько волн прилива стра­ха и оканчивать тренинг, испытывая снижение уровня страха.

Проведение методики наводнения требует настой­чивости со стороны терапевта, последовательности и планомерности при выполнении. Присутствие тера­певта является обязательным при первых погруже­ниях в ситуацию страха. Оно выполняет функцию облегчающего страх фактора, подобно замещающему поведению при систематической десенситизации.

Страницы: 1 2 3


Игра как ведущая деятельность у дошкольников
Игра – это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства. Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнут ...

Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми. Методы работы учителя с гиперактивными детьми
Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми: · развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения; · отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; · важно, при возможности, вести работу с гневом. Коррекционная раб ...

Анкетные данные ребенка
Фамилия, имя: Дата рождения: 7 мая 1997 года Национальность: русская Для школьника: № школы, класс: 7 класс 49 школы Ранние обращения к психологу: не было Психологическое заключение: семейный кризис, кризис подроскового возраста Сведения о семье Мать: Васильева Кристина Викторовна, учитель Отец: Васильев Игорь Анатольевич, инжен ...