Имплозивные техники.
Страница 1

Если при систематической десенситизации столкновение с ситуацией, вызывающей страх, происходит постепенно, то в имплозивных методиках подчеркивается ценность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкновение с ситуацией, вызывающей страх, чем оно длительнее, чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая это стол­кновение, тем больше оснований назвать эту процеду­ру имплозивной. www.trafficpoint.ru

В практической работе отнесение той или иной методики к имплозивной процедуре наводнения или де­сенситизации во многих случаях является условным. Все методики подобного рода можно представить в виде континуума, народном полюсе которого нахо­дится систематическая десенситизация, на другом на­воднение. Параметры, по которым различаются эти полюса, следующие:

—быстрая или медленная конфронтация (столк­новение) со стимулом, вызывающим страх;

—возникновение интенсивного или слабого страха;

—длительность или кратковременность столкно­вения.

При методике наводнения замещающее страх по­ведение (например, мышечная релаксация) не используется, поэтому пациент не нуждается в освоении методики прогрессивной мышечной релаксации.

Методика собственно наводнения

состоит в том, что пациента побуждают столкнуться с реальной си­туацией, вызывающей страх, и убедиться при этом в отсутствии возможных негативных последствий (на­пример, смерти от сердечного заболевания у больного с кардиофобическим синдромом или падения в обмо­рок больного с агорафобическим синдромом и т. д.). Для этого пациент должен находиться в этой ситуа­ции как можно дольше и испытывать как можно бо­лее сильную эмоцию страха.

Методика наводнения эффективна только при вы­полнении ряда условий. Во-первых, пациенты, имеющие органическую патологию, которая может резко ухудшиться под влиянием интенсивного эмоциональ­ного стресса, не должны подвергаться лечению с помо­щью этой методики (например, больные с ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой и др.). Во-вторых, с самого начала лечения пациент должен стать активным его участником. Ответственность за выбор именно этого метода лечения принимает сам пациент. Для этого перед началом лечения он должен получить необходимую информацию о механизмах дей­ствия этого метода, о причинах длительности его стра­ха. Обсуждаются конкретные задачи, которые пациент соглашается реализовать, возможная интенсивность конфронтации со стимулом, вызывающим страх; пре­имущества быстрой или постепенной конфронтации применительно к данному конкретному пациенту. Должна быть исключена возможность механизмов скрытого избегания. Так, при столкновении с реаль­ной ситуацией пациент может удаляться от нее, уходя в мир фантазий или в постороннюю активную деятель­ность. Например, он рассказывает, что во время поез­дки в транспорте старается думать о чем-нибудь при­ятном или о каких-либо важных делах, которые ему предстоит сделать, весь уходя в эти размышления. Или, если поездка происходит с кем-нибудь, то он вступает в разговор, требующий внимания и сосредоточения. Во всех этих случаях пациент удаляется от реальной ситуации, вызывающей страх, и тем самым снижает интенсивность своей тревоги и страха. Пациенту должно быть объяснено, что скрытое избегание, снижение субъективного уровня страха подкрепляет это избега­ние. Механизм здесь близок к тому, который форми­рует страх и фобию (поведение избегания приобрета­ется и подкрепляется на основе редукций страха, приобретение ответа избегания подкрепляет поведение, избегания). Пациент должен быть также предупреж­ден о том, что в процессе пребывания в ситуации стра­ха он должен испытать несколько волн прилива стра­ха и оканчивать тренинг, испытывая снижение уровня страха.

Проведение методики наводнения требует настой­чивости со стороны терапевта, последовательности и планомерности при выполнении. Присутствие тера­певта является обязательным при первых погруже­ниях в ситуацию страха. Оно выполняет функцию облегчающего страх фактора, подобно замещающему поведению при систематической десенситизации.

Страницы: 1 2 3


Образование специалиста инженера-проектировщика аэродромов
Эффективный специалист в области инженерии и проектировании аэродромов должен иметь высшее образование[28]. Такое образование можно получить не во многих ВУЗ страны, некоторые из них: Московский государственный автомобильно-дорожный институт (МАДИ) Воронежский военный авиационный инженерный университет (ВВАИУ) Московский энергетичес ...

Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива в младшем школьном возрасте. Младший школьник: индивидуальность и ее развитие. Учебная деятельность.
Одно из основных открытий ребенка семи лет - это приход в школу. С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развитьс ...

Описание полученных результатов.Данные анализа форумов
На рассмотренных в рамках данной работы форумах содержится от нескольких десятков до нескольких сотен тем (613 тем на www.ostudents.ru), посвященных политике. Следует отметить, что многие из них содержат крайне мало высказываний. Большое количество реплик содержат, как правило, только «громкие» темы с именами известных политиков и посвя ...