Функции сказки

Развивающие функции сказок в развитии детей широки и неотделимы друг от друга. Н.Короткова считает, что "лишь условно их можно разделить на познавательно – нравственную и эстетическую". К познавательно – нравственной функции она относит развитие и активизацию воображения, образного мышления, расширение представлений о мире, освоение моделей человеческого поведения, формирование эмоционально – ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности. К эстетической функции Н.Короткова относит приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи. www.cultworld.ru

Ю.А.Лебедева выделяет шесть основных функций сказок:

® функцию социализации;

® креативную функцию;

® голографическую функцию;

® развивающе – терапевтическую функцию;

® культурно – этническую функцию;

® лексико-образную функцию.

Функция социализации состоит в приобщении новых поколений к общечеловеческому и этическому опыту. В данном случае сказка приходит на помощь человеку и раздвигает границы его индивидуального жизненного опыта.

Креативная функция – это способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление

Голографическая функция проявляется в трех формах:

1. способность представлять мироздание в его трехмерном пространственном и временном измерениях;

2. потенциальная способность актуализировать все органы чувств человека и быть основой для создания всех видов, жанров эстетического творчества;

3. способность в малом представлять большое.

Развивающе - терапевтическая функция сказки представлена в активном воздействии на эмоционально – образный потенциал личности и способствует сохранению и развитию индивидуального здоровья.

Культурно – этническая функция проявляется в историческом отражении уклада народа, его языка, его менталитета, его традиций и обычаев.

Лексико-образная функция сказки – это способность формировать языковую культуру человека, владение многозначностью народной речи, ее художественно – образным богатством.

Как говорилось выше, сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательным значением. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Конечно, образовательное значение зависит и от рассказчика. Умелые рассказчики обычно стараются использовать нужные моменты в сказке, ставя в ходе рассказывания наводящие вопросы. Одним из главных условий чтения сказки является эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому: он выступает проводником детей в миры, создаваемые сказкой, как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, то есть сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.


Сравнительная характеристика групп, выделенных по основанию должностных обязанностей
Результаты, полученные в данных группах, также свидетельствуют о наличии различий у сотрудников по всем методикам. Общие показатели групп характеризуются следующими данными: 1.Группа сотрудников, исполняющих обязанности охранников: а) нервно – психическая устойчивость соответствует норме у 87,5 % сотрудников, у 12,5 % имеют место отк ...

Профессиональное самоопределение и профконсультация
Так что же такое самоопределение? Какое место это понятие занимает в жизни человека и общества в целом? Какую роль оно играет для каждого человека в отдельности? Профессиональное самоопределение - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в ...

Требования к эмоционально-волевой сфере
Типичный уровень нервно-психической напряженности труда Люди склонны беспокоиться и переживать. Согласно популярной теории, беспокойство наверняка полезно для выживания человечества. Между тем, лишь в 10% случаев мы нервничаем из-за того, что действительно важно; Остальное - это опасения, которые не оправдываются или рефлексия, пишет о ...