Античная психология после Аристотеля: эпикур, стоики, Александрийский мусей
Центральным звеном научного мировоззрения Эпикура является естествознание. В психологических воззрениях мыслитель продолжает античные материалистические традиции. Отвергая существование нематериальной субстанции, мыслитель считает, что “душа есть тончайшее тело, рассеянное по всему организму. Наиболее оно уподобляется дуновенью, имеющему примесь тепла, и отчасти подобно первому, отчасти - второму”. Отрицание духовной субстанции приводит Эпикура к мысли о невозможности бессмертия души. www.eduguides.ru
В теории познания основное место уделяется выяснению вопроса об истине и ее критериях. С позиции материалистического сенсуализма трактуются ощущения и восприятия истины, составляющие основу познания. Достаточно обоснованным является вывод о том, что истина есть совпадение мысли с реальностью, данной через органы чувств.
В целом Эпикуром были развиты атомистические традиции античной психологии. Но его учение направлено уже на освобождение людей от страха перед смертью и явлениями природы. Идея относительности мысли человека оказала влияние на формирование психологических взглядов многих его последователей вплоть до представителей новоевропейской науки.
История стоицизма как научной традиции начинается с IV в. до н.э. и продолжается тысячелетие, до закрытия всех философских школ императором Юстинианом в 529 г. Это дает основания говорить о стоицизме как стержневом направлении античной мысли,”перекрывающем” по хронологическим рамкам все известные научные системы Древней Греции и Древнего Рима.
Основателем школы явился Зенон-стоик
(ок.336-264 до н.э.). Ее виднейшими представителями были Клеанф, Аристон, Герил, Персей, Хризипп, Диоген, Антипатр. Вместе с этическими и естественно-научными вопросами ни одно из поколений стоиков не обошло вниманием психологические проблемы.
В учении о стадиях эволюции мира они продолжили традиции античного атомизма. Жизнь, согласно их воззрениям, состоит из бесконечно повторяющихся циклов, над которыми властвуют два начала: закономерность, которой подчиняется возникновение и уничтожение мира, и рок (судьба) как их проявление в человеческой жизни.
Душа человека как часть мировой разумой души, в соответствии со взглядами стоиков, телесна и пронизывает все тело, а со смертью отделяется от него, переставая быть носителем личностных свойств. Концентрация душевной деятельности, по их мнению, осуществляется в “главенствующей” части. Представители стоицизма развили античные представления о поведении человека (его структуре и детерминантах), о видах мышления и его тесной связи с речью, о содержании мыслительных операций людей, их потребностях как естественных побуждениях - стремлении к самосохранению.
Цели и задачи исследования
Объект
исследования: память.
Предмет
исследования: память
детей дошкольного возраста
Цель исследования:
Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников.
Задачи исследования:
1. Определение уровня развития образной памяти у дошкольников.
2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминае ...
Материалистическое учение о душе в античной психологии
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII–VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Первые представления о ду ...
Отношение сотрудников к различным аспектам своей деятельности
Показателями, характеризующими отношение сотрудников к различным аспектам трудового процесса являются:
· удовлетворенность деятельностью руководителей (88,9%);
· оперативность (55,6%) и конструктивность (55,6%) совещаний;
· забота о новичках (44,4%);
· отсутствие конфликтов из-за мелочей (33,3%);
· адекватность оценок руководством ...