Античная психология после Аристотеля: эпикур, стоики, Александрийский мусей

Информация о психологии » Основные этапы развития психологии » Античная психология после Аристотеля: эпикур, стоики, Александрийский мусей

Центральным звеном научного мировоззрения Эпикура является естествознание. В психологических воззрениях мыслитель продолжает античные материалистические традиции. Отвергая существование нематериальной субстанции, мыслитель считает, что “душа есть тончайшее тело, рассеянное по всему организму. Наиболее оно уподобляется дуновенью, имеющему примесь тепла, и отчасти подобно первому, отчасти - второму”. Отрицание духовной субстанции приводит Эпикура к мысли о невозможности бессмертия души. www.eduguides.ru

В теории познания основное место уделяется выяснению вопроса об истине и ее критериях. С позиции материалистического сенсуализма трактуются ощущения и восприятия истины, составляющие основу познания. Достаточно обоснованным является вывод о том, что истина есть совпадение мысли с реальностью, данной через органы чувств.

В целом Эпикуром были развиты атомистические традиции античной психологии. Но его учение направлено уже на освобождение людей от страха перед смертью и явлениями природы. Идея относительности мысли человека оказала влияние на формирование психологических взглядов многих его последователей вплоть до представителей новоевропейской науки.

История стоицизма как научной традиции начинается с IV в. до н.э. и продолжается тысячелетие, до закрытия всех философских школ императором Юстинианом в 529 г. Это дает основания говорить о стоицизме как стержневом направлении античной мысли,”перекрывающем” по хронологическим рамкам все известные научные системы Древней Греции и Древнего Рима.

Основателем школы явился Зенон-стоик

(ок.336-264 до н.э.). Ее виднейшими представителями были Клеанф, Аристон, Герил, Персей, Хризипп, Диоген, Антипатр. Вместе с этическими и естественно-научными вопросами ни одно из поколений стоиков не обошло вниманием психологические проблемы.

В учении о стадиях эволюции мира они продолжили традиции античного атомизма. Жизнь, согласно их воззрениям, состоит из бесконечно повторяющихся циклов, над которыми властвуют два начала: закономерность, которой подчиняется возникновение и уничтожение мира, и рок (судьба) как их проявление в человеческой жизни.

Душа человека как часть мировой разумой души, в соответствии со взглядами стоиков, телесна и пронизывает все тело, а со смертью отделяется от него, переставая быть носителем личностных свойств. Концентрация душевной деятельности, по их мнению, осуществляется в “главенствующей” части. Представители стоицизма развили античные представления о поведении человека (его структуре и детерминантах), о видах мышления и его тесной связи с речью, о содержании мыслительных операций людей, их потребностях как естественных побуждениях - стремлении к самосохранению.


Определение существа конфликта
Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов: 1. Опре ...

Детский коллектив. Класс как вид коллектива.
Существуют такие виды детских коллективов как: отряд в лагере, двор, класс - как самая устойчивая группа. Структура личных взаимоотношений между детьми в классе - это реально сложившаяся, нигде официально не зафиксированная система. Но наряду с ней в каждом коллективе есть и своя организационная структура - в классе это органы ученическ ...

Персональные методы.
Данную группу методов выделил В.П.Пугачев, акцентируя внимание на возможностях руководителя активно противостоять конфликтам, подразумевая под этим следующее: · использование власти, позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания непосредственно в отношении участников конфликта; · изменение конфликтной мотивации сотрудников с ...