Экспериментально-психологические исследования в Великобритании в конце 19 века. Ф. Гальтон

Информация о психологии » Основные этапы развития психологии » Экспериментально-психологические исследования в Великобритании в конце 19 века. Ф. Гальтон

С древнейших времен социальная практика заставляла человека выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого вопроса к его разработке при помощи экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной области психологического знания – дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку. www.stablebank.ru

Дифференциальное изучение людей не было простым развитием экспериментальной психологии. Оно складывалось под влиянием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, потом – индустриальной. В системе В.Вундта учение об индивидуальной психике отсутствовало, т.к. экспериментальная психология и есть индивидуальная психология. Но уже у первых учеников Вундта – Э.Крепелина, Д.М.Кеттелла и др. – зарождается установка на переориентацию эксперимента и приложение его к индивидуальным различиям людей.

Несомненно, “краеугольный камень” дифференциальной психологии был заложен работами Френсиса Гальтона. В своей книге “Наследственный гений” Гальтон выдвигает положение о том, что индивидуальные различия психического порядка подобно телесным различиям, могут быть объяснены только учением о наследственности. Для изучения вопроса о происхождении умственных качеств Гальтон использовал биографический метод, а также анкетирование. Он разослал анкеты видным ученым Англии, в которых содержались вопросы, касающиеся особенностей воспитания, семейных обычаев и традиций в родительских семьях респондентов. По материалам этого анкетного опроса Гальтон написал книгу “Английские люди науки: их природа и воспитание”. Помимо этого, для изучения наследственности Гальтон провел широкомасштабное исследование, изучив биографии более чем 4000 представителей различных одаренных родов. Основываясь на результатах этого исследования, Гальтон сделал вывод о наследственном характере способностей.

Приемы вариационной статистики, разработанные Гальтоном для анализа данных, полученных в своих исследованиях, вооружали психологию важным методическим средством. Среди этих приемов наиболее значительным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Этот метод, усовершенствованный учеником Гальтона Пирсоном, послужил основой, на которой впоследствии возник факторный анализ.

Придя к выводу о наследственном характере способностей, Гальтон предложил путь улучшения человеческого рода. Он утверждал необходимость направленных браков наиболее способных партнеров. Эти идеи получили название “евгеника”.


Мотивация профессиональной ориентации
В исследовании Л.А. Головиной было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора подростков является формирование у них познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом прослеживается стадиальность развития познавательных интересов, которая охватывает 4 этапа. На первом этапе, в возрасте 12-13 лет, ...

Выводы
1. Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю. 2. Существует четыре теоретических моделей коммуникации: психоаналитическая (З. Фрейд, К. Юнг), экзистенциалистская (М. Бубер, К. Ясперс), понимающая ...

Контрольный этап эксперимента
После проведения занятий (формирующего этапа) была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, по которым дети обследовались на констатирующем этапе (описание методик выше). Данные представлены в таблицах 10 и 11. Таблица 10 Уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы № Имя ...