Основные понятия
Социальный капитал
- это совокупность отношений, которые связаны с ожиданиями того, что другие агенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций. (Радаев, 2005). Основу социального капитала составляет принадлежность к группе, межличностное и институциональное доверие.
Экономико
-психологические характеристики -
это система мировоззренческих и психологических качеств, влияющих на особенности экономического поведения потребителя и его адаптации к экономическим условиям жизни (значимость денег, деловая активность, желание быть собственником, оптимальный уровень экономического риска, отношение к социально-экономическим условиям жизнедеятельности в стране и городе, представления о модальности роли денег (целях их использования), отношение к богатству и бедности) (Andrew M. Colman. Dictionary of Psychology. - New York: Oxford University Press Inc., 2006).
Теоретическая гипотеза исследования:
социальный капитал положительно связан с экономико-психологическими характеристиками.
Исследовательская гипотеза:
между компонентами социального капитала и экономико-психологическими характеристиками молодежи существует более 40 процентов значимых корреляций от максимально возможного числа.
Задачи исследования:
Составить стратегический план исследования
Сформировать выборку
Проведение процедур сбора и обработки данных
Разработать кодовые книги и файлы SPSS для ввода анкет
Ввести анкетные данные в компьютер. Создать компьютерные базы данных.
Кодировать пропуски в анкетных данных
Анализ полученных данных
Построить семантическое пространство, характеризующее социальный капитал молодежи.
Провести корреляционный анализ между интегральным показателем социального капитала, а также отдельными его компонентами и величиной экономико-психологических характеристик изучаемой выборки.
Проанализировать направленность выявленных связей методом простого линейного регрессионного анализа.
Методический (процедурный) раздел
Выборка
: 60 человек респондентов, русские студенты московских ВУЗов.28 человек мужского пола (47%), 32 - женского (53%). Возраст испытуемых составляет 18-22 года.
Инструментарий исследования:
Методика измерения социального капитала молодежи
Модификация метода семантического дифференциала, шкалы которого соответствуют основным компонентам социального капитала:
доверие
социальная сплоченность
общие ценности
толерантность
гражданская идентичность
Методика измерения экономико-психологических характеристик молодежи
Это сокращенная версия стандартизированной программы исследований экономического сознания личности А.Л. Журавлева и Н.А. Журавлевой (были выбраны только те вопросы опросника, которые направлены на изучение экономико-психологических характеристик личности).
Подведение итогов занятия
О чем мы сегодня говорили?
Что нового для себя вы узнали?
Для чего человеку нужно знать особенности своего темперамента?
Можно ли изменить себя, свое поведение?
Что нужно делать, чтобы стать лучше? ...
Способы влияния на общественное мнение
Общественное мнение постоянно меняется и, оценивая его, коммуникатор должен быть чувствительным к целому ряду едва уловимых, однако нередко гибельных ловушек. Рассмотрим несколько подобных ситуаций, анализ которых нам предлагает Директор Института актуальных международных проблем Эраст Галумов:
• Вычеканено, как на камне. Это высказыва ...
Упражнение «Как выявить гиперактивного ребёнка»
Данное упражнение предназначено: вариант 1 – для педагогов, психологов, дефектологов; вариант 2 – для родителей гиперактивных детей. Тренер выбирает вариант, соответствующий контингенту. Если группа смешанная, то одна подгруппа выполняет задания для педагогов, другая – для родителей.
Поскольку для гиперактивных детей свойственна вариат ...