Содержание
Страница 1

Во введении

обосновывается актуальность темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы проблема, гипотеза и цель, определены задачи и методы исследования, даны характеристики теоретической новизны и практической значимости работы.

В первой главе

“История и современное состояние проблемы восприятия эмоциональных явлений” содержится теоретический анализ истории и результатов изучения проблемы восприятия эмоций как осознания. Представлен анализ понятий “эмоция” и “эмоциональные явления”, а также существующих в рамках интроспективной и объективной психологий воззрений на проблему восприятия эмоциональных явлений ( А. Пфендер, Л.М. Лопатин, М. Владиславлев, Э.Л. Радлов, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова). Проблема восприятия эмоций явилась предметом анализа в зарубежных и отечественных теориях эмоций ( У.Джемс - К. Ланге, У. Кеннон - П. Бард, З. Фрейд, М. Арнольд, С. Шехтер, К. Изард, Т. Рибо, Я. Рейковский, П.В. Симонов, Н.Н. Ланге, В.К. Вилюнас, Л.М. Веккер, П.М. Якобсон ). В настоящей работе рассматривается проблема репрезентации эмоций в сознании человека, а также взаимосвязи процесса восприятия человеком эмоций и личности.

Анализ работ показывает, что теоретические исследования отображают два основных подхода к проблеме восприятия эмоциональных явлений. В соответствии с воззрениями представителей интроспективной психологии, эмоции как переживания воспринимаются субъектом непосредственно. Осознать эмоцию - это значит испытать ее как переживание. Представители объективной психологии отмечают, что восприятие эмоциональных явлений опосредовано. Осознать эмоции - это значит не просто испытать их как переживания, а соотнести определенным образом с тем предметом или лицом, которые вызвали или вызывают эти эмоции и на которые они направляются (Рубинштейн С.Л., 2000). Таким образом, эмоции не только непосредственно переживаются человеком, но и становятся объектом его сознания. Отображение субъектом эмоций может осуществляться по крайней мере на 2-х уровнях сознания (Я. Рейковский, 1979). Во - первых, на уровне непосредственного восприятия, переживания наличия эмоции как таковой. На этом уровне человек осознает “слитность”, единство эмоций как с явлениями предметного мира, так и с психическими и физиологическими явлениями своего внутреннего мира. Во-вторых, эмоции осознаются и через обобщение данных непосредственного восприятия. На уровне категориального (опосредованного процессом мышления) восприятия эмоции выступают в качестве

самостоятельного объекта анализа, обладающего определенными признаками и сопровождающегося внешними проявлениями. На этом уровне восприятия человек представляет себе что выступает в качестве причин переживаемых эмоций, а также как он получает знание об этих переживаниях.

Таким образом, субъект использует различные источники информации, которые несут ему знание о качестве эмоциональных переживаний. К числу таковых источников, что следует из анализа зарубежных и отечественных теорий эмоций, относятся: телесные ощущения, вегетативные изменения, сопровождающие переживаемые эмоции, изменения в поведении, характер ситуации, в которой возникают те или иные эмоции и т.д. Способ оперирования человеком этими источниками информации, способ его взаимодействия с эмоцией как познаваемым объектом представляет собой индивидуальную стратегию восприятия эмоциональных явлений. Воспринимая эмоции как в себе, так и в другом, человек может открывать для себя знание об их качестве преимущественно через личный опыт переживаний, представлений, полученных в процессе жизни, реализуя при этом стратегию внутреннего наблюдателя, либо преимущественно через так называемые объективные показатели переживаемых эмоций, экспрессивные проявления последних, реализуя стратегию внешнего наблюдателя.

Анализ зарубежных и отечественных теорий эмоций позволил реконструировать ряд моделей восприятия человеком эмоциональных явлений. В соответствии с классической моделью (В. К. Вилюнас, Я. Рейковский, П.М Якобсон, Д.В. Люсин, Н.Д. Былкина) восприятие эмоций состоит в осознании эмоциогенного стимула, а также поведенческих и органических реакций как проявлений эмоционального переживания. При этом при восприятии собственных эмоций сознанию субъекта в большей мере открыт опыт его субъективных переживаний. При восприятии эмоций других людей в сознании субъекта представлена эмоциональная экспрессия. Согласно периферической (органической) модели У. Джемса – К. Ланге, процесс восприятия эмоций состоит в осознании органических (телесных) изменений. В контексте психоаналитической модели Д. Рапапорта восприятие разрядки инстинктивного влечения и представляет собой ощущение эмоции, ее осознание. Согласно когнитивной модели ( М. Арнольд, Р.С. Лазарус, С. Шехтер) процесс восприятия эмоций состоит в осознании субъектом возможных последствий эмоциогенной ситуации.

Страницы: 1 2


Стили поведения в конфликтной ситуации
Используемый тест разработан на основе опросника К. Томаса. В своем подходе к изучению конфликта К. Томас делает акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах изучения конфликта широко использовался термин «разрешение конфликта», он подчеркивает, что конфликт можно и необходимо разрешить или э ...

Развитие непроизвольной памяти
По соображению Р.С. Немова, у детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят о ...

Риторика как наука и искусство
Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator <orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны. На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве крас ...