Теоретическое рассмотрение проблемы гиперактивности в
психологической науке. Определение гиперактивностиСтраница 2
· Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
· Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
· Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
· Часто бывает болтливым.
Импульсивность
· Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
· У него часто меняется настроение.
· Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
· Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
· Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
· Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
· Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
· Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.
Невнимательность
· Не способен удерживать внимание на деталях, в связи с этим, допускает много различных ошибок при выполнении заданий.
· С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
· Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
· Часто не может придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
· Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
· Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
· Бывает, что теряет вещи, необходимые в школе и дома.
· Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
· Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Однако, вследствие характерной симптоматики, гиперактивности дети испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, что приводит к формированию низкой самооценки, высокой степени тревожности.
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. С появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований возникают трудности в учебе. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. В отличие от дошкольной среды школьная среда выстраивает для ребенка ряд важных требований, ограничений и в то же время показывает ожидания социума – требует усидчивости, сосредоточенности, умения планировать, регулировать и контролировать свою деятельность, действовать по образцу, что трудно достижимо при гиперактивности.
Исследуя возрастную динамику этого синдрома, можно говорить, что его проявления естественным образом уменьшаются с возрастом и к 13-15 годам почти исчезают. В поведении остается фрагментарно появляющаяся импульсивность, усиливающаяся в ситуациях утомления, по мере снижения адаптационных ресурсов ребенка. В остальном, при благоприятном характере развития, формируются возможности самоконтроля и регуляции поведения. Однако во многом характер отношения к гиперактивному ребенку, особенно значимых взрослых (родителей, педагогов) до момента естественного уменьшения симптомов гиперактивности определяет, какой будет самооценка ребенка, будет он самостоятельным, инициативным, творческим человеком или сформируется низкая самооценка и, как следствие, тревожность, неуверенность в собственных силах. Важно, чтобы условия, в которых существуют такой ребенок, были чувствительны к нему, учитывали объективные возможности ребенка и способствовали раскрытия его потенциалов.
Формы и уровни общения
Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная классификация, конечно, условна ...
Специфические особенности тренингов развития
личности в западной и восточной культурах
Слово «культура» многозначно. В частности, оно может обозначать «искусство» или «образ жизни». В данной работе мы примем определение культуры, представленное Б.С. Ерасовым [33, 8] «Культура – это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни ч ...
Эволюция проблематики профессионального самоопределения
В целом можно выделить следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения.
Конкретно-адаптационный этап. Главная задача – помочь клиентам «трудоустроиться»; характерен для периодов социально-экономических бедствий и массовой безработицы;
Диагностико-рекомендательный этап. В основе – «трехфакторная модель» Ф.Парсон ...