Психолингвистический метод исследования речи детей (Л.В. Яссман)

Информация о психологии » Методика псходиагностических исследований » Психолингвистический метод исследования речи детей (Л.В. Яссман)

Методика рассчитана на детей 7-8 лет и состоит из тестов, направленных: 1) на исследование понимания и активного владения грамматическим строем речи; 2) анализ процесса речепроизводства в целом. Продолжительность работы - 20-30 мин. Методика может применяться как самостоятельно, так и в качестве дополнительной при общем патопсихологическом обследовании ребенка.

В возрасте 7-8 лет дети переходят к новому виду деятельности - учебной, требующей способности строить высказывание на основе осознанного уровня, учитывая речевые закономерности языка. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, доступная не всем детям дошкольного возраста: при олигофрении и ЗПР речь в этом возрасте еще не оказывает дифференцирующего воздействия и недостаточно отвечает требованиям самовыражения и регуляции. Эти отклонения в речевом развитии являются факторами, положенными в основу психолингвистического метода исследования детей с отклонениями в развитии.

Методика апробирована на базе НИИ психиатрии МЗ РСФСР.

Метод заключается в составлении предложений из опорных слов. Набор, предлагаемый испытуемому, состоит из слов в начальной форме. Слова предъявляются в порядке, отличном от того, в котором они должны стоять в предложении: называются сначала глагол, затем существительные. Предлоги и союзы опускаются. Задание направлено на исследование способности ребенка строить высказывание без опоры на речевые стереотипы. Процессы построения высказывания протекают на этапах внутреннего смыслового программирования и грамматического структурирования. Соответственно, в высказывании может страдать как смысловая сторона, так и нормы грамматического оформления.

1. Составление предложений из набора слов

Инструкция: «Составь предложения из слов, которые я тебе прочитаю. Свои слова употреблять нельзя».

Процедура. Предлагаются последовательно 5 наборов слов. Ответы ребенка фиксируются в протоколе. 1. Шить, сын, мать, рубашка. 2. Тащить, муравей, иголка, ель. 3. Пускать, кораблик, бумага, дети. 4. Везти, сено, колхозник, воз. 5. Стоять, ведро, колодец, край. (Данный набор является условно-нормативным. В зависимости от содержания картинок могут быть предъявлены другие наборы слов, организованные по описанным выше правилам).


Отрицательное влияние современной популярной музыки на детскую психику
Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей живет исключительно ею. Это их страсть. Ничто не возбуждает их так сильно. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В школе или дома они только и ждут возможности подключиться к своей музыке. Даже очень маленькие дети отл ...

Особенности трехлетнего возраста
Кризис 3-х лет относится к числу самых острых. Острый он не только для ребенка, но в большей степени для родителя. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Ребенок вроде уже и говорит и ходит, и кушает зубками, но родители не понимают его так же, как в период, когда он просто криком орал из-за невоз ...

Внутриличностные методы
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая психологической защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы [1] предлагают использовать “Я - высказывание”, т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету ...