Раннее детство

Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только усвоением разнообразных действий, но и формированию качеств, необходимых для их выполнений.

Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки.

По мнению Э.Эриксона, этому периоду характерно три линии развития , готовя, одновременно и его кризис:

1) ребенок становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и, по-существу , неограниченный для него радиус целей;

2) его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и вразумительного ответа, что способствует совершенно неправильному толкованию многих понятий;

3) речь и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает.

В этот период формируются предпосылки мужской и женской инициативы, а так же некий половой образ себя, который ярко выражен в игре; - у мальчика акцент выставлен на «делании» , а у девочек – «ловлей» в виде или агрессивного захвата, или превращении себя в привлекательную и неотразимую особу.

Тогда как взрослый человек в своем поведении руководствуется осознанными мотивами, личностной системой ценностей, мотивы ребенка еще не осознаны и не имеют системы значимости, внутренний мир только начинает приобретать устойчивость и определенность. В своих действия малыш в основном опирается на чувства и желания и в этот период важно развитие таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей. Примерно с полутора лет важнейшим источником чувств ребенка служит оценка его действий со стороны взрослых. Похвала, одобрение окружающих, развивает такое чувство как гордость. В это же время появляется притязание на признание со стороны взрослого.

Выражается это обычно: « Смотри, как я умею!», « Смотри, как я делаю!».

Ребенок, стремясь заслужить положительную оценку, прививает себе привычку делать правильно и хорошо и получает признание со стороны взрослого и самого себя. Чувство стыда появляется позднее, чем чувство гордости и провоцируется неодобрением, порицанием со стороны взрослого.

И все-таки, развитие самоуважения, чувства гордости и стыда у ребенка в этом возрасте, еще не означает способность сознательно управлять своими поступками, ему еще трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания, а тем более выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого, но основные предпосылки сознательного управления рождаются именно здесь.

Наряду с этим, важным фактором в развитии психики является идентификация с собственным именем. Можно сказать, что имя, является основой личностного восприятия и заявления внешнему миру, недаром первым вопросом, обращенным к ребенку, обычно бывает « Как тебя зовут?». Такая идентификация выражается в особом интересе к литературным героям и людям, носящим подобное имя. Постепенно появляется осознание себя как отдельного человека, выделение своего «Я». Сначала ребенок начинает говорить о себе в третьем лице: «Ваня хочет!», однако очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Это и есть начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого себя среди других. Нередко, в этот период ребенок беседует с собой , ругает, уговаривает, благодарит. Это происходит, как правило в период с двух до трех лет. К концу третьего года, под влиянием самостоятельности, происходит осознание присутствия у себя различных желаний и действий, отличных от тех, которые «навязаны» взрослыми. Ребенок начинает говорить: «Дай мне», «Я хочу», он научается отделять себя от других людей, осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У ребенка появляется стремление к волеизъявлению, он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желанием взрослых. Он чувствует, что способен управлять своими действиями и своим воображением, способен изменить мир. Именно в этот период и проявляется «кризис трех лет».


Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Проблемы психологии эмоций были и остаются предметом больших споров при попытках осмыслить их в психологической теории (Л.С. Выготский, 1958; Н.В. Витт, 1964; В.К. Вилюнас, 1979; А. Е. Ольшанникова, 1983; Л.Я. Дорфман, 1997). Научные дискуссии в этой области ведутся по широкому кругу вопросов, начиная с того, ...

Аналогичное задание
Ребенку предъявляется второй набор карточек и при этом говорится: «Ты уже научился складывать карточки. Эти - похожие, их тоже можно раскладывать на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как будешь делать». Не следует ни называть признака, ни оговаривать количество групп. Участие экспериментатора может потребоваться лишь ...

Социально-психологические аспекты активизации человеческого фактора
Стратегический курс КПСС на ускорение социально-экономического развития страны предполагает «качественное преобразование всех сторон жизни советского общества: коренное обновление его материально-технической базы на основе достижений научно-технической революции; совершенствование общественных отношений и в первую очередь экономических; ...