Раннее детство

Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только усвоением разнообразных действий, но и формированию качеств, необходимых для их выполнений.

Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки.

По мнению Э.Эриксона, этому периоду характерно три линии развития , готовя, одновременно и его кризис:

1) ребенок становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и, по-существу , неограниченный для него радиус целей;

2) его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и вразумительного ответа, что способствует совершенно неправильному толкованию многих понятий;

3) речь и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает.

В этот период формируются предпосылки мужской и женской инициативы, а так же некий половой образ себя, который ярко выражен в игре; - у мальчика акцент выставлен на «делании» , а у девочек – «ловлей» в виде или агрессивного захвата, или превращении себя в привлекательную и неотразимую особу.

Тогда как взрослый человек в своем поведении руководствуется осознанными мотивами, личностной системой ценностей, мотивы ребенка еще не осознаны и не имеют системы значимости, внутренний мир только начинает приобретать устойчивость и определенность. В своих действия малыш в основном опирается на чувства и желания и в этот период важно развитие таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей. Примерно с полутора лет важнейшим источником чувств ребенка служит оценка его действий со стороны взрослых. Похвала, одобрение окружающих, развивает такое чувство как гордость. В это же время появляется притязание на признание со стороны взрослого.

Выражается это обычно: « Смотри, как я умею!», « Смотри, как я делаю!».

Ребенок, стремясь заслужить положительную оценку, прививает себе привычку делать правильно и хорошо и получает признание со стороны взрослого и самого себя. Чувство стыда появляется позднее, чем чувство гордости и провоцируется неодобрением, порицанием со стороны взрослого.

И все-таки, развитие самоуважения, чувства гордости и стыда у ребенка в этом возрасте, еще не означает способность сознательно управлять своими поступками, ему еще трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания, а тем более выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого, но основные предпосылки сознательного управления рождаются именно здесь.

Наряду с этим, важным фактором в развитии психики является идентификация с собственным именем. Можно сказать, что имя, является основой личностного восприятия и заявления внешнему миру, недаром первым вопросом, обращенным к ребенку, обычно бывает « Как тебя зовут?». Такая идентификация выражается в особом интересе к литературным героям и людям, носящим подобное имя. Постепенно появляется осознание себя как отдельного человека, выделение своего «Я». Сначала ребенок начинает говорить о себе в третьем лице: «Ваня хочет!», однако очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Это и есть начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого себя среди других. Нередко, в этот период ребенок беседует с собой , ругает, уговаривает, благодарит. Это происходит, как правило в период с двух до трех лет. К концу третьего года, под влиянием самостоятельности, происходит осознание присутствия у себя различных желаний и действий, отличных от тех, которые «навязаны» взрослыми. Ребенок начинает говорить: «Дай мне», «Я хочу», он научается отделять себя от других людей, осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У ребенка появляется стремление к волеизъявлению, он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желанием взрослых. Он чувствует, что способен управлять своими действиями и своим воображением, способен изменить мир. Именно в этот период и проявляется «кризис трех лет».


Стили руководства
Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Организация эффективного управления базируется на комплексе приемов и методов воздействия на подчиненны ...

Теоретические основы социально-психологической напряженности. Сущность, формы проявления и последствия социально- психологической напряженности
Социальной напряженности в социально-трудовой сфере, как особому фенамину социологи начали уделять внимание сравнительно недавно. Отечественные исследователи постсоветского периода не были готовы к четким прогнозам и оценкам ситуации обострения социальной напряженности на предприятиях. В то же время познание социальной напряженности, ее ...

Структура межличностных отношений в группах детей
Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками. Контакты, возникающие либо спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной и ...