Проблема застенчивости в подростковом возрасте
Страница 1

Информация о психологии » Проблема застенчивости в подростковом возрасте » Проблема застенчивости в подростковом возрасте

Застенчивость – явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивые люди. Исследования показывают, что почти половина молодых людей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет стеснительными являются 50 процентов мальчиков и 60 процентов девочек.[12, c.47-48]

Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе являют унылую картину. Мальчики чувствуют, что они слишком высокие, слишком толстые, слишком слабые, очень некрасивые и, вообще, менее симпатичные, чем их незастенчивые одноклассники. Аналогично застенчивые девочки описывают себя как тощих, непривлекательных и менее умных, чем их подруги. Все это определяет наиболее важный аспект самоощущения этих детей: они воспринимают себя как "менее популярных", чем их незастенчивые товарищи. А это ужасно, особенно для мальчиков. Ни один из них не считает себя "популярным", а три четверти из них утверждают, что они "непопулярны".

В обществе застенчивые дети часто избегают контакта с другими. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других детей. Они часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Нередко они неадекватно преподносят себя; их навыки общения бедны, а "телесный язык" слишком смиренен.[9, c.15-17]

Таким образом, застенчивый ребенок часто попадает в порочную ловушку "само исполняющегося пророчества". Его манеры и поведение указывают на неприятие другими, что, по существу, как раз делает это неприятие более вероятным. Чем больше он сторонится других или отвергается ими, тем большая вероятность того, что он останется застенчивым вследствие недостаточности практики или положительной обратной связи.

Застенчивость часто связана с такими свойствами характера, как робость, совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливости, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности. Все это вместе составляет чувство, переживание, комплекс своей неполноценности, по причине которого человек стремится оставаться подальше от ответственных занятий, делового, практического общения с людьми. Застенчивому подростку труднее, чем естественному, смелому человеку, выступать перед слушателями (например, отвечать при всех у доски урок), труднее познакомиться с людьми, включиться вместе с ними в какую-то игру. Трудно ему спросить незнакомых, как куда проехать, попросить учителя объяснить непонятный вопрос, трудно вообще о чем-нибудь просить, кого-то в чем-то затруднять, трудно потребовать в магазине сдачу, даже если она значительна.

Все застенчивые люди похожи друг на друга (и дети в том числе). Они испытывают одни и те же чувства в общении с другими людьми: скованность, неловкость, боязнь начать или поддержать разговор. Эти чувства особенно усиливаются, если они попадают в неожиданную ситуацию общения, в незнакомое общество или в большую компанию.

Нередко застенчивый, разговаривая с малознакомым человеком, навязчиво представляет себе в это время, как он сам при этом выглядит – как двигает ртом, выговаривая слова, как кивает головой, как неловко перебирает что-то руками, представляет, что собеседнику его все это может показаться странным, ненормальным. От этих цепких тревог сам еще более напрягается, краснеет, потеет, не знает, куда деваться – и еще более теперь пугается, что будут думать о нем Бог знает что. Только с близкими застенчивый способен по-настоящему смягчиться душевно и телесно и может даже обижать близких своей раздражительностью, командовать ими.[10, c.23-24]

Особенно часто в отрочестве застенчивый человек незрело бунтует (осознанно, а чаще бессознательно), ненавидя свою застенчивость, несмелость, рабскую готовность подчиняться тому, кто сильнее. Это выражается во всплесках отчаянной храбрости с зажмуренными глазами, даже агрессивности и нахальства (так называемая сверхкомпенсация застенчивости, или "нахалы от застенчивости"). Подражая своим отважным, бесстрашным, нахальным, сверхуверенным сверстникам, перед которыми нередко преклоняется, застенчивый, бывает, шумно "нахамит" преподавателю или даже девочке, девушке, которая ему нравится, и потом долго мучается этим своим поступком.

Страницы: 1 2 3


Исцеление музыкой
Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья . (В.М Бехтерев) В седой древности уже было известно удивительное действие, которое оказывает музыка на все живое, та власть, которую имеет она над чувствами и настроениями людей. Наши предки использовали это свойство в различных жизненных обстоятельст ...

Построение семантического пространства
Прежде, чем рассматривать взаимосвязь социального капитала и экономико-психологических характеристик, проанализируем степень распределения социального капитала по институтам для того, чтобы мы могли наглядно представить общую картину анализируемого объекта изучения. Для этого подсчитаем суммарный показатель социального капитала путем п ...

Дошкольный возраст.
Основной характеристикой этого периода является игра. Игра, как средство познания мира и себя, как очередной этап психического развития. По мнению Д.Б. Эльконина, игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действи ...