Проблема застенчивости в подростковом возрастеСтраница 2
Он постоянно стыдится своей несмелости, желая от нее избавиться, мучается от сомнений, нерешительности и тоскует, что родился таким трусоватым. Однако, когда наступает действительная опасность (бой, драка или хоть экзамен), у застенчивого, как правило, срабатывает душевная защита таким образом, что он, ясно понимая, что происходит вокруг, не способен в это время страшиться, его способность бояться как бы выключается душевным приятным одеревенением. И благодаря этому он в опасности нередко ведет себя продуманно-храбро.[25, c.36-38]
Застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Такие ребята, надеясь стать более свободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся в компании, группировки, где культивируется сила, а главными аргументами считаются кулак и ненормативная лексика. Таким образом, застенчивость может уродливо трансформироваться, мутировать в наглость, девиантное поведение.
Важно отличать застенчивого ребенка от ребенка, который просто менее экстравертирован и предпочитает уединение. Поведение некоторых подростков внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются.
– Есть дети малообщительные, но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих.
– Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого пока и не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов ("Мне это не нужно, неинтересно").
– У некоторых детей отказ от общения – это средство самоутверждения, стремления показать свою власть над другими. "Хочу – разговариваю, не захочу – не буду!" Понятно, что в таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт, а избавлять его от высокомерия и капризности.
– Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи, мышления; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор и т. п.
Эти самодостаточные дети могут быть вполне довольны своей жизнью в отличие от застенчивых детей, которые воспринимают себя как людей "по ту сторону". Они рады были бы вкусить радости дружбы и общественной деятельности, но боязливость и недостаточная уверенность в себе мешают им.
По мнению многих исследователей в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек нежели у мальчиков. Так например, Зимбардо приводит данные, которые свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте застенчивости подвержены больше девочки, чем мальчики. Среди учеников четвертых-шестых классов количество тех, кто в настоящий момент является застенчивым, составляет 42%. Мальчики и девочки склонны оценивать себя примерно одинаково. А вот среди учащихся седьмых и восьмых классов этот показатель возрастает до 54%, преимущественно за счет девочек. Вероятно, потребность быть популярным среди сверстников и высоко оцениваться по параметру физической (сексуальной) привлекательности более жестко запрограммирована у девочек-подростков, чем у мальчиков. Одна 14-летняя девочка рассказывает о своих переживаниях: "Когда я сильно нервничаю, у меня начинает чесаться голова, и я постоянно чешусь". Я не знаю, как вести себя на людях. Я по-разному себя веду в школе и дома. Я и одеться-то не могу, как мне хочется".
А вот что пишет о своих страданиях девочка-подросток, которая чувствует, что слишком сильно отличается от своих подруг: "Я надеюсь, что вы не выбросите это письмо только потому, что оно от нескладного подростка. Мне, правда, очень скверно, и я прошу о помощи. Моя главная проблема в том, что я сама себе не нравлюсь – и я стараюсь быть очень дружелюбной, чтобы скрыть свою застенчивость, а в результате веду себя слишком шумно. Я в восторге от некоторых девочек и хотела бы походить на них, но ничего у меня не получается. Я не такая как все."[12, c.55-56]
Выводы
Итак, рассмотрев теоретические основы самореализации подростков, можно сделать следующие выводы:
1. Самореализация рассматривается как необходимое условие развития отдельной личности и поступательного развития общества в целом.
2. Потребность в реализации накопленных сил наиболее актуальна в подростковом возрасте. Этот возраст называю ...
Психологические особенности личности руководителя
Согласно анализу результатов метода экспертных оценок были выявлены и проранжированы характеристики личности руководителя подразделения. При этом мы использовали 9 блоков качеств личности [113, с.99] (каждый из которых содержит 7 признаков):
1. определенность;
2. осознанность;
3. целеустремленность;
4. избирательность;
5. тактично ...
Методы психогенетики
МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ (от греч. psyche—душа, genos— происхождение) — методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.
Наиболее информативным является метод близнецов.
Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, ...