Агрессивность, причины ее возникновения и особенности проявления у
подростков. Понятия агрессии и агрессивности в психологииСтраница 3
1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
2. Когда нарушены нормы поведения [12].
Но критерий различения доброкачественной и злокачественной агрессии до сегодняшнего дня остается зыбким, в силу сложности определения, какие именно интересы объективно относятся к витальным, а какие таковыми не являются.
Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
· Целевая агрессия
· Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Н.Д. Левитов предлагает рассматривать следующую структуру проявления агрессии [8] (табл. 1):
Таблица 1
Структура проявления агрессии по Н.Д. Левитову
По направленности |
Агрессия, направленная вовне |
Аутоагрессия - направленная на себя | |
По цели |
Интеллектуальная агрессия |
Враждебная агрессия | |
По методу выражения |
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия | |
По степени выраженности |
Прямая агрессия |
Косвенная агрессия | |
По наличию инициативы |
Инициативная агрессия |
Оборонительная агрессия |
По мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий [2] (табл. 2).
Таблица 1
Классификация агрессивных действия Басса
Прямая |
Непрямая | ||
ФИЗИЧЕ- СКАЯ |
активная |
Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. |
Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. |
пассивная |
Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью. |
Отказ от выполнения необходимых задач. | |
ВЕРБАЛЬ НАЯ |
Активная |
Словесное оскорбление или унижение другого человека. |
Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. |
пассивная |
Отказ разговаривать с другим человеком. |
Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения |
Психология в 1930-1940-е годы
В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.
Среди бихевиористов, с одно ...
Упражнение «Заполни таблицу»
Группы делятся на 3-4 подгруппы, каждая из которых должна заполнить таблицу игр, рекомендованных на отработку одной, двух, трёх слабых функций гиперактивного ребёнка.
Название слабой функции
Индивидуальная игра
Групповая игра
внимание
Мышечный контроль
импульсивность
Внимание + мышечный контроль ...
Развитие психологической мысли во франции в 18 веке. Ж. Ламетри, Э.
Кондильяк, К. Гельвеций
Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694 – 1778) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780).
Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности.
Предположим, говорил ...