Агрессивность, причины ее возникновения и особенности проявления у подростков. Понятия агрессии и агрессивности в психологии
Страница 3

Информация о психологии » Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми » Агрессивность, причины ее возникновения и особенности проявления у подростков. Понятия агрессии и агрессивности в психологии

1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;

2. Когда нарушены нормы поведения [12].

Но критерий различения доброкачественной и злокачественной агрессии до сегодняшнего дня остается зыбким, в силу сложности определения, какие именно интересы объективно относятся к витальным, а какие таковыми не являются.

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

· Целевая агрессия

· Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Н.Д. Левитов предлагает рассматривать следующую структуру проявления агрессии [8] (табл. 1):

Таблица 1

Структура проявления агрессии по Н.Д. Левитову

По направленности

Агрессия, направленная вовне

Аутоагрессия - направленная на себя

По цели

Интеллектуальная агрессия

Враждебная агрессия

По методу выражения

Физическая агрессия

Вербальная агрессия

По степени выраженности

Прямая агрессия

Косвенная агрессия

По наличию инициативы

Инициативная агрессия

Оборонительная агрессия

По мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий [2] (табл. 2).

Таблица 1

Классификация агрессивных действия Басса

Прямая

Непрямая

ФИЗИЧЕ-

СКАЯ

активная

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

пассивная

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.

Отказ от выполнения необходимых задач.

ВЕРБАЛЬ

НАЯ

Активная

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

пассивная

Отказ разговаривать с другим человеком.

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения

Страницы: 1 2 3 4


Символ-драма (Метод кататимного переживания образов) ПТСР
Это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символ-драма способствует их перерабо ...

Основные мнестические процессы. Формы организации мнемтических процессов. Индивидуальные особенности мнестической деятельности. Основные мнестические процессы
Основными процессами памяти являются: запечатление, сохранение и забывание, воспроизведение и узнавание. Все они тесно друг с другом взаимосвязаны, и поэтому их часто именуют функциями ранее считавшегося единым психического процесса памяти. Запоминание определяется как процесс, обеспечивающий удержание запечатленного материала в памят ...

Педагогическое общение
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическое общение - совокупность средств и ме ...