Структура межличностных отношений в группах младших школьников.
Страница 1

Информация о психологии » Педагогическое общение и роль учителя в формировании детского коллектива » Структура межличностных отношений в группах младших школьников.

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоот­ношений как детей младшего школьного возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осу­ществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

В детских группах могут быть выделены функционально – ро­левые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между свер­стниками.

Функционально – ролевые отношения выступают при изучении "делового" об­щения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: "в какой кон­кретной деятельности разворачиваются эти отношения?" и "что они отражают?". Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедея­тельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого, в том числе и учителя.

Учитель санкционирует те или иные образцы поведения: дежурный должен быть аккуратным и исполнительным; во время самостоятельной работы на уроке нельзя смотреть в тетрадь соседа и т.д. Функционально – ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого.

В самой игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются два вида отношений: собственно игровые отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре. Например собственно – игро­вые отношения воспроизводят социально – типические образцы поведения: доктор к больному – добр; учитель с учеником строг. Это отношения "вообще", они "бессубъ­ектны" и заданы ребенку в общении со сверстниками.

Другой тип игровых отноше­ний возникает "вокруг" игры, при обсуждении её замысла, построении "сценария", распределении ролей. Психологический смысл общения ребенка заключается здесь в том, что именно в контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Так возникают и разрешаются существенно важные кон­фликты детской жизни: "во что играть?"; "кого принимать в игру?"; "кто будет глав­ным?".

Функционально – ролевое поведение в группе проявляется и в действиях, со­ответствующих статусу ребенка или его конкретным обязанностям: дежурного, ко­мандира бригады, старосты класса и т.д. Такое поведение обнаруживается и в нефор­мальных группах детей.

Рассмотрение эмоционально – оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам? какие эмо­ции оно вызывает? что нравится или не нравится им в сверстниках? Основная функ­ция эмоционально – оценочных отношений в детской и подростковой группе – осу­ществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпоч­тения – симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.д. Они возникают в онто­генезе довольно рано, и формирование этого типа отношений либо обусловлено чисто внешними моментами восприятия (например ребенку нравятся кудрявые девочки), либо опосредствовано оценкой взрослого, либо прошлым опытом общения с этим ре­бенком – негативным или позитивным.

Эмоционально – оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре. Каждый ребенок, претендуя на значимую роль в игре, сталкивается с подобными стремлениями других детей. В этой ситуации могут стихийно возникнуть первые проявления требования справедли­вости во взаимоотношениях – ориентация на норму очередности при распределении престижных ролей, наград и отличий, которая, как предполагают дети, должна строго соблюдаться. Однако иногда притязания ребенка так и остаются нереализованными и ему приходиться довольствоваться незначимой ролью, не получать ожидаемое.

Страницы: 1 2


Исследование истории развития ребенка - основные анамнестические данные, развитие проблемного функционирования на предыдущих возрастных этапах
Анкетные сведение. Проведем анкетирование ребенка и родителя. Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части этих людей, составляющих репрезентативную (представительную) выборку. Анкетирование дает возможность выявить определенные тенденции и понять путь дальнейших более глубоких психоло ...

Электроэнцефалография как метод исследования. описание и анализ электроэнцефалограммы
Электроэнцефалография — метод регистрации и анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ), т.е. суммарной биоэлектрической активности мозга. Описание ЭЭГ включает ряд параметров: частоту волн, их амплитуду, индекс выраженности, спектральные плотности ритмов и некоторые другие. По частоте волн различают следующие типы ритмических составляющих ЭЭ ...

Анализ и интерпретация результатов
Теперь подведем итоги нашего исследования. На первом этапе мы проводили: Тест "Ваша коммуникативная установка" и Тест оценки коммуникативных умений. На втором этапе мы проводили качественную и количественную обработку результатов. Исследование проводилось на базе средней школы № 33 г.Минска. В состав нашей выборки вошли 46 п ...