Теоретико-методологический анализ развития коллектива. Теоретический анализ сущности коллектива как социальной общности

Информация о психологии » Конфликт как этап развития коллектива » Теоретико-методологический анализ развития коллектива. Теоретический анализ сущности коллектива как социальной общности

В социальной психологии группа – это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения. Сложные социальные организации включают в себя множество мелких и больших групп, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие работников, руководителей и исполнителей по выполнению определенных видов деятельности: учебной, производственной, спортивной, политической и т.п.

К группам высокого уровня развития относятся: а) контактные группы с положительной социальной ориентацией, сплоченностью, общими ценностями и ориентациями; б) контактные группы высокого уровня организации – коллективы (от лат. collectivus – собирательный).

Понятие «коллектив» в полной мере применимо к тем малым контактным группам, которые характеризуются наряду с общностью общественно значимых целей ее членов также и высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости. В отличие от обычных малых групп для коллектива характерны следующие признаки:

1) стоящая перед группой социально значимая цель осознана и принята всеми членами группы, вкладывающими максимум своих способностей в ее достижение и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности; 2) в коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений между сотрудниками: доверие, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность и другие качества, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость группы; 3) коллектив должен возглавлять руководитель – лидер, то есть лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.

В быту принято называть коллективом в широком смысле слова всякую группу с общей положительной сознательной направленностью (коллектив бригада, цех и т.п.). Однако такие обычные группы иногда лишь внешне кажутся высокоорганизованными, поскольку в них имеются распределенные функции, должностная иерархия. При более тщательном изучении оказывается, что межличностные отношения в этой группе конфликтны, она дробится на изолированные группировки, в ней нет единства мнений и т.п.

В этой ситуации руководителю предстоит большая работа по организации группы, изменению межличностных отношений.

В отечественной, зарубежной социальной психологии большое внимание уделяется вопросам организации коллективов как устойчивых саморегулирующихся и продуктивных групп, в которых не подавляется индивидуальная инициатива, но при этом все творческие способности сотрудников направляются на оптимальную эффективность в достижении основных целей (производственных, учебных, др.) соответствующих организации.

Идея развития внутренне присуща социально-психологическому пониманию коллектива: она преломляется, по меньшей мере в трех важнейших аспектах теоретической реконструкции данного явления.

Утверждение коллективности как ведущей нормы жизнедеятельности трудового коллектива мыслится последователями не как единовременный акт, а как длительный и сложный процесс. Коллективы различных предприятий могут находиться на разной ступени развития и весьма существенно отличаться друг от друга. Психологический подход к анализу коллектива позволяет и, более того, требует интерпретировать его как постоянно развивающуюся систему.


Игры нового поколения. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры
Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Эти тенденции проявляются и в таких традиционных сферах, как игра и игрушки. Развитие индустрии электрон ...

Гештальт-терапия
Гештальт-терапия (в переводе с нем. «образ», «фигура», «фон») – метод психотерапии, способствующий распространению сознания человека, и достижение на основе этого большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с окружающими людьми и внешним миром. У истоков развития гештальт-терапии стоял ...

Анкетные данные ребенка
Фамилия, имя: Дата рождения: 7 мая 1997 года Национальность: русская Для школьника: № школы, класс: 7 класс 49 школы Ранние обращения к психологу: не было Психологическое заключение: семейный кризис, кризис подроскового возраста Сведения о семье Мать: Васильева Кристина Викторовна, учитель Отец: Васильев Игорь Анатольевич, инжен ...