Управление конфликтами в условиях совместной деятельности
Страница 1

Информация о психологии » Конфликт как этап развития коллектива » Управление конфликтами в условиях совместной деятельности

Универсальных способов выхода из конфликтных ситуаций, их разрешения не существует. Наличие большого количества причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, даже при большой его возможности стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает, естественно, другой стороне делать то же самое. Об этом свидетельствует анализ динамики конфликтов.

Поэтому конфликтом необходимо управлять. В зависимости от того, насколько эффективным такое управление будет последствия конфликта станут функциональными или дисфуекциональными.

Рекомендации:

Рассмотрев особенности конфликтных ситуаций в данном конкретном коллективе можно дать следующие рекомендации: создайте атмосферу сотрудничества (проводите некоторое время в неофициальной беседе, снимающей раздражение, эмоциональный покой и т.п.); стремитесь к ясности общения (договоритесь о терминологии, исключите разное понимание одних и тех же слов и т.п.); признайте наличие конфликта.

Как правило, это бывает нелегко сделать, так как в человеческой натуре есть такая черта: терпеть нетерпимое и не признавать очевидного. Вместо «страусиной политики» необходимо заявить открыто и честно о существовании конфликта по конкретном вопросам: выработайте совместную процедуру (т.е. необходимо договориться, где, когда и как вы начнете совместную работу по преодолению конфликта. В частности, лучше собраться на нейтральном месте либо по очереди у каждой из сторон); очертите конфликт. Обе стороны должны высказаться о ситуации: в чем они видят конфликт, какие чувства он у них вызывает, что каждая из сторон видит и не признает.

Насколько это возможно, необходимо «снять» скрытые интересы, личные амбиции или обиды, которые могут скрыть суть конфликта и усложнить его разрешение; сосредоточиться на конкретных действиях, потребностях сторон и спорных предметах, стараясь не переходить на личности;

- исследуйте возможные варианты решения (очень полезным может быть метод «мозговой атаки», когда члены всей группы беспрепятственно и спонтанно высказывают любые, даже на первый взгляд абсурдные предложения. Все идеи регистрируются, ни одно их них не критикуется);

- добейтесь соглашения (обсуждаются высказанные предложения, а затем выбирается наиболее приемлемое, учитывающее требование обеих сторон). После урегулирования разногласий составляется документ, скрепляющий согласие сторон;

- установите крайний срок решения конфликта;

- воплощайте план в жизнь (в плане должно быть оговорено, что нужно сделать, когда, где и чьими силами).

Структурные методы управления конфликтами. Представители административного метода в социальной психологии считают, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как хорошо отлаженный механизм. Подчеркивалось важность гармонического функционирования этого направления, разрабатывались структурные методы управления конфликтами.

а) Четкая формулировка требований. Одним из эффективных методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного сотрудника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.

б) Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципов единоначалия обеспечивает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненные знают, чьи распоряжения они должны выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-то деловому вопросу, то они могут обращаться к «третейскому судье» - к их общему начальнику. В некоторых сложных организациях есть специальные интеграционные службы, выполняющие роль арбитра.

в) Установление общих целей, формулирование общих ценностей. Этому способствует информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленности о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным является формирование целей организации на уровне целей общества. Осознание своей «социальной миссии» сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов. Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные.

г) Система поощрений – это установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников.

Например, если премировать работников службы техники безопасности за качество выявленных нарушений правил техники безопасности, то это приводит к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными эксплуатационными службами.

Страницы: 1 2 3 4


Психологические особенности поведения отечественного потребителя
Говоря об особенностях отечественного потребителя, нужно упомянуть в первую очередь о принципиальном различии поведения потребителей с "постсоветской" и новой, "рыночной", психологией. Главные черты "постсоветской" индивидуальной психологии – патернализм (психологическая зависимость от государства) и конфор ...

Полная информация о понятии Доминантность
Согласно общепринятому определению, Доминантность (см. Дом), доминирование, форма взаимоотношений парных (аллельных) наследственных задатков - генов, при которой один из них подавляет действие др. Первый называют доминантной аллелью и обозначают прописной буквой (например, А), второй - рецессивной аллелью и обозначают строчной (а). Поня ...

Характеристики основных репрезентативных систем
Основная репрезентативная система позволяет определить "тип личности" человека (то, как он выражает и развивает свои "способности" и "функции" как личность). Проводя различные исследования, психологи пришли к выводу, что существует прямая связь между основной репрезентативной системой человека и определенны ...