Внутриличностный конфликт. Понятие и общая характеристика внутриличностного конфликта
Страница 1

Информация о психологии » Внутриличностный конфликт студентов-психологов, обучающихся в ВУЗе » Внутриличностный конфликт. Понятие и общая характеристика внутриличностного конфликта

Осмысление сущности и природы внутриличностных конфликтов требует обращения к более общей категории конфликта.

Этимология слова «конфликт» восходит к латинскому conflictus – столкновение. «Конфликт» – чрезвычайно широкий термин, использующийся в отношении любой ситуации, когда происходят антагонистические события, сталкиваются противоположные мотивы, цели, действия, импульсы и т.п. В гуманитарных науках это понятие является междисциплинарным, входя в понятийный аппарат, как минимум одиннадцати областей знания. Чаще всего под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [15]. Однако, большинство ученых, исследовавших данное явление, пришли к выводу, что конфликт может и выступает не только на межличностном уровне, но и на уровне самой личности, являясь так называемым «внутриличностным конфликтом». www.manytransport.ru

Задолго до научного объяснения внутриличностного конфликта большой вклад в его описание и понимание внесла философская и художественная литературы. Так, в работах известного русского писателя Ф.М. Достоевского, герои развиваются путем самоанализа, разрываясь между различными сторонами своих чувств и сознания, находясь в тяжкой ситуации выбора стоящего перед ними. Великий писатель дает нам ярчайшие картины высшего выражения внутриличностного конфликта вплоть до раздвоения личности; конфликта, пожирающего саму личность и обрекающего ее на невыносимые страдания.

Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа – австрийского ученого Зигмунда Фрейда

, раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. Таким образом, в теории психоанализа внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями). В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др. Если для 3. Фрейда источник конфликта, из которого проистекает тревога – это противодействующие силы «Оно», «Я» и «Сверх-Я», то для А. Адлера – это комплекс неполноценности, противостоящий стремлению к совершенству; для К. Юнга – неустранимое противоречие между инстинктом и духом; для Г. Салливена – конфликтующие требования сложных межличностных связей; для Э. Эриксона – психосоциальные кризисы, возникающие в процессе формирования идентичности личности [5].

Карен Хорни

, изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, "личность человека "производится" - создается общественными отношениями". Таким образом, ...

Педагогическое общение
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между ...

Условия эффективности восприятия речи
Из всех умений, определяющих общение, умение слушать является самым необходимым, и именно оно требует совершенствования в наибольшей степени. «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие» (Ларошфуко). Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку имен ...