Внутриличностный конфликт. Понятие и общая характеристика внутриличностного конфликта
Страница 4

Информация о психологии » Внутриличностный конфликт студентов-психологов, обучающихся в ВУЗе » Внутриличностный конфликт. Понятие и общая характеристика внутриличностного конфликта

Леонтьев считал, что «направленность личности» неполно описывается потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной. Противоречивое взаимодействие этих «вершин» мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт. www.banksession.ru

Таким образом, внутриличностный конфликт, имманентно присущий внутренней структуре личности, – нормальное явление. Структура любой личности характеризуется внутренними противоречиями и борьбой между различными мотивами. Обычно эта борьба проходит в заурядных формах и не нарушает гармоничности личности. «Ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы» [12]. Но иногда эта борьба становится главным, что определяет поведение человека и весь его облик. Именно такова структура трагической личности.

В целом же, все концепции, описывающие механизмы и факторы возникновения внутриличностного конфликта можно разделить на группы в зависимости от связи с внешней средой или по определению предмета столкновения. На основе анализа отечественных и зарубежных концепций российские исследователи выделяют три группы таких конфликтов: интрапсихические, ситуативные и когнитивные [5].

Интрапсихические конфликты описаны в теориях 3. Фрейда, К.Г. Юнга; А. Адлера; Э. Фромма; К. Хорни, основаны на представлениях о биопсихической основе индивида.

Ситуативные конфликты представлены в исследованиях сторонников бихевиористического подхода (Д. Скиннера, Н. Миллера, Дж. Долларда), концепции которых опираются на рассмотрение конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств.

Когнитивные конфликты рассмотрены в работах К. Роджерса, А. Маслоу, К. Левина, В. Франкла, Л. Фестингера, теории которых базируются на понимании конфликта как познавательного феномена.

Несмотря на методологические разногласия, все перечисленные выше концепции объединяет понимание внутриличностного конфликта как острого негативного переживания, вызванного борьбой различных структур внутреннего мира личности, отражающего противоречивые связи с социальной средой и задерживающего принятие решений [5].

Внутриличностный конфликт

– это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них [5].

Внутриличностный конфликт

– это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

Таким образом, можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта:

1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

Страницы: 1 2 3 4 5


Роль эмоций в адаптации человека и ее нарушении
Эмоции всегда сопровождают наше поведение. Но когда эмоций слишком много, наступает состояние, определяемое как нервно-психическое напряжение (НПН). Исследования Т.А. Немчина ( 4 ) позволили говорить о существовании трех стадий НПН: НПН-1 (слабое), НПН-2 (средне-выраженное), НПН-3 (резко выраженное, чрезмерное). А) Для стадии слабого Н ...

Определение надёжности целого теста
Надёжность ретестовая предполагает повторное предъявление того же самого теста тем же самым испытуемым в тех же условиях, а затем установление корреляции между двумя рядами данных. Повторное испытание проводилось через месяц. Для вычисления надёжности целого теста необходимо произвести вычисления: - Определяем стандартное отклонение п ...

Факторы, влияющие на формирование навыка
Эффективность научения или, точнее, выработки навыка в результате упражнений определяется многими факторами, среди которых: правильное распределение упражнений по времени, понимание, осмысление обучающимся принципа, основного плана выполнения действий, знание результатов выполненного действия, влияние ранее усвоенных знаний и выработанн ...