Классификация сказок
Страница 2

В.Я.Пропп считает, что рождение сказки связано с упадком верования. Он выделил три принципа, по которым строятся все сказки мира:

.постоянными элементами сказки являются функции действующих лиц;

.число функций ограниченно;

.последовательность функций всегда одинакова.

В.Я.Пропп выделил и описал 31 функцию. Джанни Родари выбрал из них 20. А Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова, учитывая особенности дошкольного возраста, выделили шесть функций: www.greatarts.ru

1. "Обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;

2. герой встречается с дарителем (обладателем) волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание;

3. герой получает от дарителя волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый предмет;

4. герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание;

5. герой побеждает противника и получает искомый объект;

6. герой возвращается домой и получает заслуженную награду".

Сказки о животных имеют своеобразную структуру, что отличает их от других сказок. Композиция такой сказки состоит из четырех частей:

1. экспозиция – одно – два предложения, рассказывающие об изначальном положении дел;

2. завязка действия – появление героя – антагониста:

3. кульминация – схватка истинного героя с героем – антагонистом, повторяющаяся трижды;

4. развязка – одно-два предложения, завершающие сюжет.

С.В.Гольцер отмечает, что "сказка о животных имеет жестко фиксированную систему героев: герой-жертва (Заяц или Петух, реже Волк), герой-антагонист (Лиса, Волк, Медведь), истинный герой (Петух, Кот).

Бытовые сказки, или новеллистические, не имеют четко выраженной структуру, а состоят из отдельных эпизодов. Отличительной особенностью бытовых сказок является комический эффект. Как правило, их герои реальные люди – представители различных социумов, действие разворачивается в реальном мире и не переходит в ирреальное пространство.

Все вышеперечисленные классификации относятся к народной (фольклорной) сказке, но не стоит забывать, что сейчас существует много и авторских (литературных) сказок. Авторская сказка тесно связана с народной, но, в отличие от нее, имеет автора (писателя или поэта). Именно авторское воображение, его представление о добре и зле создает особый мир литературной сказки. В некоторых авторских сказках использованы переработанные фольклорные сюжеты и образы, однако это не меняет сути дела – литературная сказка выражает, в первую очередь, взгляд на мир, присущий конкретному писателю, а не всему народу. В отличие от фольклорной сказки, она создается на материальном носителе, не допускает внесение изменений и можно с высокой точностью определить время ее создания. Это основные отличительные признаки, но, тем не менее, авторская сказка все равно остается сказкой.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что сказка – это занимательный рассказ (устный или письменный) о невероятной, но поучительной истории.

Страницы: 1 2 


Три этапа методики систематической десенситизации.
В самой процедуре систематической десенситиза­ции можно выделить три этапа: овладение методи­кой мышечной релаксации; составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенси­тизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией). Остановимся на каждом этапе подробнее. Трениров­ка в мышечной релаксац ...

Психология личности члена радикальной (асоциальной) и «деструктивной организации»
Люди, вступающие в ряды радикальной группировки (далее: террористы) или «деструктивной организации» (далее: культисты) — это выходцы из разных социальных слоев и жизненных сфер. Существует определенный набор личностных черт, которыми должны обладать члены радикальных групп. Есть основания полагать, что эти черты во многом сходны с теми, ...

Выводы
1. Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю. 2. Существует четыре теоретических моделей коммуникации: психоаналитическая (З. Фрейд, К. Юнг), экзистенциалистская (М. Бубер, К. Ясперс), понимающая ...