Классификация сказок
Страница 2

В.Я.Пропп считает, что рождение сказки связано с упадком верования. Он выделил три принципа, по которым строятся все сказки мира:

.постоянными элементами сказки являются функции действующих лиц;

.число функций ограниченно;

.последовательность функций всегда одинакова.

В.Я.Пропп выделил и описал 31 функцию. Джанни Родари выбрал из них 20. А Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова, учитывая особенности дошкольного возраста, выделили шесть функций: www.greatarts.ru

1. "Обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;

2. герой встречается с дарителем (обладателем) волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание;

3. герой получает от дарителя волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый предмет;

4. герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание;

5. герой побеждает противника и получает искомый объект;

6. герой возвращается домой и получает заслуженную награду".

Сказки о животных имеют своеобразную структуру, что отличает их от других сказок. Композиция такой сказки состоит из четырех частей:

1. экспозиция – одно – два предложения, рассказывающие об изначальном положении дел;

2. завязка действия – появление героя – антагониста:

3. кульминация – схватка истинного героя с героем – антагонистом, повторяющаяся трижды;

4. развязка – одно-два предложения, завершающие сюжет.

С.В.Гольцер отмечает, что "сказка о животных имеет жестко фиксированную систему героев: герой-жертва (Заяц или Петух, реже Волк), герой-антагонист (Лиса, Волк, Медведь), истинный герой (Петух, Кот).

Бытовые сказки, или новеллистические, не имеют четко выраженной структуру, а состоят из отдельных эпизодов. Отличительной особенностью бытовых сказок является комический эффект. Как правило, их герои реальные люди – представители различных социумов, действие разворачивается в реальном мире и не переходит в ирреальное пространство.

Все вышеперечисленные классификации относятся к народной (фольклорной) сказке, но не стоит забывать, что сейчас существует много и авторских (литературных) сказок. Авторская сказка тесно связана с народной, но, в отличие от нее, имеет автора (писателя или поэта). Именно авторское воображение, его представление о добре и зле создает особый мир литературной сказки. В некоторых авторских сказках использованы переработанные фольклорные сюжеты и образы, однако это не меняет сути дела – литературная сказка выражает, в первую очередь, взгляд на мир, присущий конкретному писателю, а не всему народу. В отличие от фольклорной сказки, она создается на материальном носителе, не допускает внесение изменений и можно с высокой точностью определить время ее создания. Это основные отличительные признаки, но, тем не менее, авторская сказка все равно остается сказкой.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что сказка – это занимательный рассказ (устный или письменный) о невероятной, но поучительной истории.

Страницы: 1 2 


Неофрейдизм. Содержание социокультурной теории личности К. Хорни
Предметом данного направления является невротическая личность. Основные задачи: 1)Исследование формирования невротической личности; 2)Различение здоровой и невротической личности; 3) применение неофрейдистских идей в воспитании и психотерапии. Определение личности: Невротическая личность – это личность с нарушенной потребностью в бе ...

Исследование влияния сказки на словесно-логическое мышление старших дошкольников. Констатирующий этап эксперимента
В эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1). Таблица 1 Список детей Контрольная группа Экспериментальная группа имя ребенка возраст имя ребенка возраст Даша Я. 6 лет 4 мес. ...

Младший школьный возраст
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья приним ...