Классификация сказок
Страница 1

Изучению русского фольклора и, в частности, сказок посвятили свои работы братья Б. и Ю. Соколовы, А.Н.Никифоров, Н.П.Андреев, А.Н.Афанасьев, В.Я.Пропп, М.Н.Мельников и многие другие. Ученые по – разному трактовали понятие "сказка". Одни стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, другие говорили о том, что в сказках показана окружающая действительность глазами народных рассказчиков, а третьи называли сказкой все то, что "сказывалось". www.discoverarts.ru

Для того чтобы определиться с понятием сказки, необходимо проанализировать исторические предпосылки возникновения классификации сказок.

Сказки чрезвычайно разнообразны и многогранны, поэтому их изучение требует выделение видов. Проблемами описания сказки занимались мало, предпочитая взять ее как нечто готовое, целое. Сказки начали классифицировать в середине 19 века. Они разделялись и по разряду, и по сюжету.

Одним из первых составителей и исследователей сказки стал А.Н.Афанасьев. В основу его классификации легло два принципа: сюжетный и принцип типизации героя. По сюжету сказки А.Н.Афанасьев выделяет:

® сказки – цепочки;

® сказки о животных;

® волшебные сказки;

® бытовые сказки.

Немного позднее появилась классификация В.М.Миллера. Он разделяет сказки на три вида:

® сказки с чудесным содержанием;

® сказки бытовые:

® сказки о животных.

Дальнейшая классификация принадлежит Вундту. В своей работе "Психология народов" он предлагает следующее деление:

® мифологические сказки – басни;

® чистые волшебные сказки;

® биологические сказки и басни;

® чистые басни о животных;

® сказки "о происхождении";

® шутливые сказки и басни;

® моральные басни.

В 1924 году появилась книга Р.М.Волкова, в которой он определяет 15 сюжетов сказки:

® о невинно гонимых;

® о герое – дурне;

® о трех братьях;

® о змееборцах;

® о добывании невест;

® о мудрой деве;

® о заклятых и зачарованных;

® об обладателе талисмана;

® об обладателе чудесных предметов;

® о неверной жене и т.д.

Антти Аарне – один из основателей финской школы. Представители данной школы занимаются сравнением вариантов сюжетов сказок по их мировому распространению. Аарне выделял следующие разряды сказок:

® сказки о животных;

® собственно сказки;

® анекдоты.

В каждом перечисленном разряде он создал подразряды, которые, в свою очередь делятся на разновидности. По мнению Аарне, волшебные сказки можно разделить на следующие категории:

® чудесный противник;

® чудесный супруг (супруга);

® чудесная задача;

® чудесный помощник;

® чудесный предмет;

® чудесная сила или умение;

® прочие чудесные мотивы.

Как считал, В.Я.Пропп все вышеперечисленные классификации имеют недостатки и несовершенны, так как в их основу положены не совсем верные признаки и принципы деления. Он в качестве дифференциального признака для классификации выбрал структурный принцип. Согласно его концепции, все сказки отличаются некоторыми структурными закономерностями, то есть независимо от сюжета, детали сказки имеют общие типы строения. В.Я.Пропп выделяет основные типы.

Кумулятивная сказка, или сказка-цепочка, основана на многократном повторении одного и того же звена, в результате чего происходит нагромождение, цепь или последовательный ряд встреч. Такие сказки обладают особой композицией, тяготеют к ритму и рифме ("Теремок", "Колобок", "Репка" и др.).

В.Я.Пропп выделяет 10 типов сказок – цепочек:

. отсылка, вызванная бедой;

. ряд избегнутых или осуществленных пожираний;

. ряд мен или обменов;

. напрашивание в избу и изгнание из нее;

. ряд приобретений или наград;

. ряд действий невпопад;

. ряд отказов в помощи;

. цепляние друг за друга;

. убивание о пустяках;

.многократное спрашивание или рассказывание.

В.Я.Пропп собственно сказкой называл только волшебную сказку. В качестве определения он выбрал следующее: "волшебная сказка есть рассказ, построенный на чередовании . функций в различных видах, при отсутствии некоторых из них для каждого рассказа и при повторении других".

Таким образом, можно говорить о том, что волшебная сказка выделяется не по признаку волшебности или чудесности, а по совершенно четкой композиции. Практически всегда волшебная сказка начинается с какой – нибудь "беды" - это может быть нарушение запрета, похищение, разлука. Затем появляется герой, отправляющийся на поиски, встречает на пути дарителя, который передает ему волшебные предметы и т.п. Какие – то действия могут быть пропущены или изменены, но структура всегда сохраняется.

Страницы: 1 2


Социально-психологическая характеристика развития коллектива
Трудовой коллектив можно определить как организованную группу людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе труда. Это определение относиться, прежде всего, к первичному (контактному) коллективу, который создается по организационно - производственному признаку. В первичном коллективе ...

Трудовой метод.
Трудовой метод предназначен для психологического анализа профессий. В современной литературе по психологии труда сущность трудового метода нигде не раскрывается. Исключение составляет упоминание об этом методе в книге К. К. Платонова.[7] Так как использование его элементов, там, где это, возможно, следует считать полезным дополнительным ...

Понятия, методы и модели возрастной пспхогенетики
Главным понятием психогенетики развития является «генетическое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта. Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли генетической вариативности в общей вариативности признака, что позволяет оценить, как ...