Проблема изучения профориентации в современной психологии. Понятие
профориентации. История и предыстория профориентацииСтраница 7
Профессиональное просвещение в свою очередь включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. (19, 102) Эти элементы также внутренне связаны между собой. Цель их – сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономика региона.
Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей учащихся в различных видах профессиональной деятельности.
Без этого невозможно подготовить юношу или девушку к правильному выбору профессии. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к данной профессии, любви к труду, психологической готовности к работе. (16, 95)
Целью профессиональной психодиагностики
является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Профессиональная консультация
имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают следующие виды консультаций: справочные, диагностические, формирующие, медицинские.
Профессиональный отбор
, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессия, которые связаны с условиями труда максимальной трудности.
Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.
Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация,
представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условием труда и особенностям конкретной специальности.
Профессиональное воспитание
учащихся является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у школьников профессионально важных качеств личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная ориентация
–
это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности – игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. (30)
Все компоненты профориентации тесно связаны между собой, функционирование их определяется закономерностями системы в целом, вне ее они теряют свою функциональную направленность. Сама же система профориентации взаимодействует с другими системами более высокого порядка, например с учебно-воспитательным процессом. (11, 6-10)
Высший уровень профориентации – профессиональное самоопределение -
Особенности воздействия на психические процессы потребителя
Одна из решаемых задач, в этом случае состоит в том, чтобы изучить, как проявляется та или иная психологическая составляющая в конкретных условиях, то есть исследуются специфические проявления психического процесса с учётом стереотипов отечественного потребителя. ...
Сферы применения западных моделей СПТ в России
Изначально активные групповые методы обучения развивались в сфере медицины, прежде всего в психотерапевтической практике. Сейчас методы социально-психологического тренинга получили широкое распространение вне медицинской практики.
Выделим две области активного применения СПТ:
1. В рамках институтов социальных служб:
в службах ...
Семья как фактор формирования личности
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизн ...