Проблема изучения профориентации в современной психологии. Понятие профориентации. История и предыстория профориентации
Страница 7

Информация о психологии » Влияние изучения иностранного языка на профессиональное становление старших школьников » Проблема изучения профориентации в современной психологии. Понятие профориентации. История и предыстория профориентации

Профессиональное просвещение в свою очередь включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. (19, 102) Эти элементы также внутренне связаны между собой. Цель их – сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономика региона.

Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей учащихся в различных видах профессиональной деятельности.

Без этого невозможно подготовить юношу или девушку к правильному выбору профессии. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к данной профессии, любви к труду, психологической готовности к работе. (16, 95)

Целью профессиональной психодиагностики

является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная консультация

имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают следующие виды консультаций: справочные, диагностические, формирующие, медицинские.

Профессиональный отбор

, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессия, которые связаны с условиями труда максимальной трудности.

Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация,

представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условием труда и особенностям конкретной специальности.

Профессиональное воспитание

учащихся является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у школьников профессионально важных качеств личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная ориентация

это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности – игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. (30)

Все компоненты профориентации тесно связаны между собой, функционирование их определяется закономерностями системы в целом, вне ее они теряют свою функциональную направленность. Сама же система профориентации взаимодействует с другими системами более высокого порядка, например с учебно-воспитательным процессом. (11, 6-10)

Высший уровень профориентации – профессиональное самоопределение -

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Движущие силы и условия развития личности
Развитие личности следует понимать как процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человеч ...

Развитие психологической мысли от эллинизма до эпохи возрождения
По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает IV-II вв. до н.э. и представлена Академией Платона, перипатетической, стоической и эпикурейской школами, продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма и эклектизма. Данные направления и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима. Развитое первыми после ...

Сравнительная характеристика групп, выделенных по основанию возраста
В группах сотрудников, выделенных по основанию возраста, также как и в предыдущих случаях имеют место различия в показателях. Общие показатели групп характеризуются следующими данными: 1.Группа сотрудников младшего возраста: а) нервно – психическая устойчивость соответствует норме у 79,4 % сотрудников, у 20,5 % имеют место отклонения ...