Проблема изучения профориентации в современной психологии. Понятие профориентации. История и предыстория профориентации
Страница 3

Информация о психологии » Влияние изучения иностранного языка на профессиональное становление старших школьников » Проблема изучения профориентации в современной психологии. Понятие профориентации. История и предыстория профориентации

В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск. Созданный тест рассматривался как психологическое оружие, поэтому все испытания, масштаб исследований и результаты их хранились в тайне. На основании исследований производилось отчисление "негодных лиц", назначение на "черные работы" неспособных к строю, комплектование унтер-офицерских и офицерских школ, выравнивание частей по уровню интеллектуальности, набор в специальные части и т. д. ru.musictext.net

Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и вследствие - междисциплинарного научного знания. (31)

Понятие "профориентация" кажется понятным каждому, кто ознакомиться с ним даже в первый раз - это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.

Таким образом, определений данного понятия много и произошло это вследствие развития деятельности по профориентации. Ведь с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяли свое содержание и понятие. Термин "профориентация" развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др.

Поэтому прежде чем дать одно общее определение профориентации, уточним представления о трех его основных составляющих: "деятельность", "профессия", "ориентация".

В философском энциклопедическом словаре «деятельность» определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование. Введение категории "деятельность" в рассматриваемое понятие "профессиональная ориентация" позволяет представить профориентацию не только как практику, но и как теоретическую деятельность, а точнее междисциплинарное научное направление, представляющее собой не только определенную сумму знаний, но и деятельность по получению этих знаний.

Возникнув, как практическая деятельность, профориентация постепенно обогащается теорией, что позволяет рассмотреть профориентацию в единстве теоретической и практической деятельности.

«Профессия» (от латинского professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования".[1]

Понятие "ориентация" употребляется в ряде наук. И везде оно, так или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления движения.

В энциклопедии «ориентация» (фр. orientation буквально - направлять на восток) определяется в прямом и переносном смысле. В прямом - умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном - направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.[2]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Движущие силы и условия развития личности
Развитие личности следует понимать как процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человеч ...

Исследование стресса в психологической науке
Первое научное объяснение понятию стресса было в 1936 году, когда канадский физиолог Ганс Селье ввел этот термин в психологическую науку и создал свою концепцию стресса. Автор показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействий или экстремальности. Выделение категории «эмоциональный стресс» и проти ...

Стабильность индивидуальных особенностей ЭЭГ
Известно, что рисунок (паттерн) ЭЭГ отличается значительной межиндивидуальной вариативностью как по ее общему виду, так и по отдельным признакам. Иначе говоря, несмотря на наличие некоторых общих для всех людей признаков (например, единого спектрального состава ЭЭГ), при соблюдении одинаковых условий регистрации энцефалограммы у разных ...