Эволюция проблематики профессионального самоопределения

В целом можно выделить следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения.

Конкретно-адаптационный этап. Главная задача – помочь клиентам «трудоустроиться»; характерен для периодов социально-экономических бедствий и массовой безработицы;

Диагностико-рекомендательный этап. В основе – «трехфакторная модель» Ф.Парсонса: изучение требований профессии к человеку – первый фактор; исследование качеств человека с помощью тестов – второй фактов; сопоставление требований с качествами и выдача рекомендаций о пригодности или непригодности к данной профессии – третий фактор. При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит для «объективного» выбора. www.mainedu.ru

Искусственная «подгонка» человека и профессии. Возможны варианты: обман, манипуляция, агитация на непривлекательные профессии; умелая продажа себя на рынке.

Диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая профконсультация. В отличие от диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи, здесь все основано на основе изменений в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку, а так же на учете меняющегося клиента (оптанта). Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в своей ситуации и постоянно корректировать свои выборы в зависимости от изменений требований профессии и от изменений своих собственных способностей.

Учет изменяющегося общества. В дополнение к изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку происходит учет динамики общественных процессов. Сама профессия начинает рассматриваться как средство для построения своего жизненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе.

Учет изменения (развития) «ценностно-нравственного, смыслового ядра» самоопределяющего человека. На данном уровне профориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющего человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «материальная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся: «совесть», «чувство собственного достоинства», «смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности», а также «идеал личностного и профессионального самоопределения». Поиск идеала своего развития – одна из самых ответственных и сложных проблем самоопределяющегося молодого человека.

Выход на более высокие (и более сложные) уровни развития профориентации порождает особые проблемы, в частности:

неясность вектора развития (изменения) общества;

неясность с идеалами личностного и профессионального самоопределения (к чему стремиться, с кого брать пример). (20, 13-15).


Теоретический обзор. Функции эмоций. Победительная функция эмоций
Все исследователи определяют эмоции как необходимый компонент нашей жизни (2, 3, 5, 9). Именно они заставляют нас действовать, принимать решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с движением, так как его основа определяется латинским словом movere – смещать, двигаться. Биологическое никогда не исчезнет в ...

Риторика как наука и искусство
Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator <orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны. На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве крас ...

Динамика и особенности развития конфликта в коллективной деятельности
Наиболее известной классификацией причин возникновения конфликтных ситуаций в деловых межличностных отношениях выделяют две группы. 1. Производственные причины: а) Распределение ресурсов; б) Взаимозависимость задач; в) Противоположные тенденции в функционировании производства, организации; г) Нечеткость или неразборчивость функцион ...