Эволюция проблематики профессионального самоопределения

В целом можно выделить следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения.

Конкретно-адаптационный этап. Главная задача – помочь клиентам «трудоустроиться»; характерен для периодов социально-экономических бедствий и массовой безработицы;

Диагностико-рекомендательный этап. В основе – «трехфакторная модель» Ф.Парсонса: изучение требований профессии к человеку – первый фактор; исследование качеств человека с помощью тестов – второй фактов; сопоставление требований с качествами и выдача рекомендаций о пригодности или непригодности к данной профессии – третий фактор. При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит для «объективного» выбора. www.mainedu.ru

Искусственная «подгонка» человека и профессии. Возможны варианты: обман, манипуляция, агитация на непривлекательные профессии; умелая продажа себя на рынке.

Диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая профконсультация. В отличие от диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи, здесь все основано на основе изменений в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку, а так же на учете меняющегося клиента (оптанта). Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в своей ситуации и постоянно корректировать свои выборы в зависимости от изменений требований профессии и от изменений своих собственных способностей.

Учет изменяющегося общества. В дополнение к изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку происходит учет динамики общественных процессов. Сама профессия начинает рассматриваться как средство для построения своего жизненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе.

Учет изменения (развития) «ценностно-нравственного, смыслового ядра» самоопределяющего человека. На данном уровне профориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющего человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «материальная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся: «совесть», «чувство собственного достоинства», «смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности», а также «идеал личностного и профессионального самоопределения». Поиск идеала своего развития – одна из самых ответственных и сложных проблем самоопределяющегося молодого человека.

Выход на более высокие (и более сложные) уровни развития профориентации порождает особые проблемы, в частности:

неясность вектора развития (изменения) общества;

неясность с идеалами личностного и профессионального самоопределения (к чему стремиться, с кого брать пример). (20, 13-15).


Материалистическое учение о душе в античной психологии
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII–VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Первые представления о ду ...

Направление коррекционной работы, план коррекционных мероприятий или психологического сопровождения процесса обучения и развития ребенка
Основные направления коррекции, что же может послужить началом стратегических изменений в отношениях ребенка и родителя, как могут выглядеть здесь тактические шаги? Приведем несколько возможных тактик. Акции доверия Это мероприятие особенно уместно тогда, когда в отношениях ребенка и родителя есть некоторое несогласие (барьер), служащ ...

Основы генетики
Центральным понятием генетики является «ген». Это элементарная единица наследственности, характеризующаяся рядом признаков. По своему уровню ген - внутриклеточная молекулярная структура. По химическому составу - это нуклеиновые кислоты, в составе которых основную роль играют азот и фосфор. Гены располагаются, как правило, в ядрах клеток ...