Функционализм
В отличие от структурализма, возникшего в Европе и распространившегося на Соединенные Штаты, функционализм возник на американской почве. Одной из предпосылок его возникновения была дарвиновская теория эволюции, овладевшая умами как в Европе, так и в Америке в конце XIX в. Учение Ч. Дарвина радикально изменило представление о месте человека в природе. Для психологов теория эволюции послужила источником захватывающих вопросов: Имеют ли человеческие психические процессы эволюционную историю? Сходны ли человеческие способности, такие, например, как способность учиться на опыте, с аналогичными способностями животных? Каково приспособительное значение различных способностей человека? Ответ на эти вопросы и попытался дать функционализм. Функционализм был не столь систематизирован, как структурализм. Скорее, он представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов. Возникновение функционализма обычно связывается с именем Джона Дьюи (1859—1952). В то время как структурализм отвечал на вопросы содержания сознания, функционализм стремился определить функции психических процессов. Для их изучения применялись как объективные, так и субъективные методы; считалось, что полезные сведения могут быть получены при изучении и человека, и животных. Кроме того, функционализм тяготел к исследованию жизненных проблем, изучению психики и поведения в реальных ситуациях. Подчеркивалось, что психические процессы являются непрерывными, длящимися, и искусственная их остановка и расчленение, как это предлагалось в структурализме, не ведет к получению полезных данных. Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является Уильям Джемс (1842—1910). Работы У. Джемса предшествовали появлению функционализма. Предметом психологии человека является сознание. «Определить психологию всего лучше можно словами профессора Ладда, как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания, как таковых. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т. п. В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение причин и условий, при которых они возникают, так и изучение действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы» (Джемс У. Психология. СПб., 1911. С. 1). Развитие взглядов Дж. Дьюи и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям в психологии, подавлявшимся структурализмом. Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях.
Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна
Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей, име ...
Оказание психологической помощи женщинам, подвергшимся насилию
Первая задача психологической помощи - как можно быстрее помочь пострадавшей. При оказании помощи необходимо учитывать, что насилие вторгается во все сферы жизни женщины - физическую, эмоциональную, общественную, половую. Надо исходить из того, что в большинстве случаев потерпевшие - совершенно нормальные женщины, но находящиеся в состо ...
Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера
Предметом этой теории является целостность психической жизни личности. Основные задачи:
1)Изучение компенсации неполноценности личности;
2) Формирование социально полезного стиля жизни.
Определение личности: личность существует в стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности.
Осно ...