Паника: факторы возникновения, механизмы развития, предотвращение и
ликвидацияСтраница 1
Па́ника (безотчётный ужас,) — психологическое состояние человека — безотчётный, неудержимый страх, вызванный действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей, неконтролируемое стремление избежать опасной ситуации. Приступ паники можно определить как неожиданную вспышку острого страха, обычно сопровождаемую рядом физических симптомов и мыслями о смерти. Продолжается он от двух минут до получаса, но больному это время кажется вечностью. По прошествии приступа человек ощущает себя оглушающее-слабым и совершенно разбитым. Приступы паники особенно пугают еще и потому, что возникают вроде бы без причин или в таких ситуациях, когда человеку, казалось бы, не из-за чего нервничать или пугаться. Быстрота, с которой они нарастают, их сила и то, что вовлеченным оказывается все тело, лишь обостряют чувство страха и беспомощности. Наблюдается чаще у женщин, чем у мужчин, Разнообразные лечебные подходы, включая медикаментозные, психотерапевтические и релаксирующие техники, а также гипноз помогают полностью восстановить контроль и предотвратить возникновение новых приступов паники. Симптоматика. Приступы паники часто начинаются внезапно, достигая своей вершины в течение 10 минут и прекращаясь через полчаса – час, но они могут продолжаться часами, а иногда, очень редко – более дня. Когда выраженность симптомов начинает ослабляться , человек, перенесший приступ, чувствует себя уставшим, обессиленным. Основные характерные симптомы включают в себя:-Ускоренное сердцебиение (тахикардию). -Повышенное потоотделение (гипергидроз). -Дрожь (тремор). -Удушье или одышка, повышенная частота дыхания (гипервентиляция). -Озноб, сменяющийся приливом жара, и наоборот. -Тошнота. -Спазмы кишечника. -Мышечные спазмы. -Боли в грудной клетке. -Головокружение и головная боль. -Слабость. -Комок в горле, затруднение глотания. -Чувство приближающейся смерти. У людей, которые страдают от приступов паники, часто наблюдаются и другие душевные расстройства, такие как депрессия, страх общественных мест и страхи выступления перед аудиторией или возникающие в присутствии скопления людей (социальная фобия). Причины. До сих пор нет точной научной ясности причин возникновения приступов паники. Возможно имеют значение наследсвенность, стресс и некоторые биохимические факторы. Вероятность возникновения приступа паники выше, если кто-то из родственников страдает от аналогичных приступов. Осложнения. Паническое расстройство может носить истощающий и деструктивный характер. Страх перед повторяющимися приступами может приводить к формированию поведения избегания, когда человек отказывается от участия в обычных для других людей ситуациях, например, посещения торгового центра, и остаётся один в доме. То есть формируется страх возникновения страха. Лечение. Лечение приступов паники и панического расстройства является очень эффективным. При получении помощи большинство людей возвращаются к своей прежней повседневной жизни. Оно включает в себя антидепрессивные препараты. Антидепрессанты обычно улучшают состояние пациентов либо устраняют симптомы приступов паники. наряду с медикаментозным применяются различные психотерапевтические техники, в том числе лечение гипнозом. Очень эффективны когнитивно–поведенческие подходы, которые позволяют пациенту научиться распознавать пусковые механизмы приступов и пути преодоления тревоги с использованием дыхательных и релаксационных техник. Разумеется, лечить эти состояния следует у психиатра, который подберёт адекватное медикаментозное лечение в сочетании с психотерапией и лечением гипнозом. Массовая паника. Паника может возникнуть, если какое-либо лицо или группа лиц полагает, что находится в ситуации, непосредственно угрожающей его жизни, причем это лицо (группа лиц) верит, что спасение возможно лишь в поспешном бегстве, которое нужно осуществить без всякого промедления.
Паника ослепляет дотоле действовавших разумно людей, которые теряют чувство реальной обстановки, что может сделать невозможной еще в действительности вполне возможную помощь, что приводит к еще большему хаосу. Факторами (как порознь, так и в совокупности), потенциально ведущими к панике, являются: 1) ограничение пространства, на котором развиваются (или развивались) события, особенно если подобное ограничение «материализуется» стенами, ямами, плотно закрытыми дверьми и прочими физическими препятствиями, затрудняющими немедленный выход из пространства, в котором развиваются (развивались) катастрофические события; 2) отсутствие узаконенных правил, упорядоченных организационных структур, достойного доверия руководства или признанных авторитетов, что не раз наблюдалось в случаях паники на спортивных площадках и стадионах, а также при пожарах в городских гостиницах; 3) недостаток соответствующей внутренней или внешней (например, со стороны администрации) организаторской подготовки к действиям в чрезвычайных условиях; 4) реальные опасения, причем трудно поддающиеся точной оценке, большого количества людей за собственные здоровье и жизнь; 5) наличие некоторой, располагающей к панике «эмоциональной ориентации» масс, которая выражается во всеобщей возбужденности, беспокойстве (со скрытыми и явными формами проявления) и которая может быть усилена вследствие не только реально существующей угрозы, но и (подчас ложными) слухами; 6) обоюдное влияние (так называемое «психическое заражение»), наблюдаемое среди большого скопления людей за счет имевших место демонстраций отдельными индивидуумами страха, песимизма, иррациональной двигательной активности, а также полной беспомощности в правильной оценке ситуации (указанный эффект «заражения» может исходить и от специально подобранных лиц - так называемых «паникеров»);
Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе. Взаимодействие
преподавателей и студентов в вузе как социологическая проблема
Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне их межличностных контактов.
Изучение ...
Построение семантического пространства
Прежде, чем рассматривать взаимосвязь социального капитала и экономико-психологических характеристик, проанализируем степень распределения социального капитала по институтам для того, чтобы мы могли наглядно представить общую картину анализируемого объекта изучения.
Для этого подсчитаем суммарный показатель социального капитала путем п ...
Исследование и коррекция агрессивности у подростков школы № 28
Психологами школы № 28 г. Кирова было проведено исследование агрессивного поведения учащихся. Диагностика проводилась с детьми в возрасте от 10 до 15 лет (учащимися 5 – 9 классов). Всего в исследовании приняли участие 245 чел.
Основной целью диагностики было выявление количественных и качественных показателей возрастных особенностей пр ...