Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.
Страница 1

Информация о психологии » Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом » Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.

Все действующие на сегодняшний день международные конвенции и законодательные акты направлены на соблюдение прав человека. Базисными являются принципы, обеспечивающие охрану детско-подросткового населения, находящегося в сложных ситуациях, в том числе и в пенитенциарных условиях. Организацией Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка провозглашено: «дети и подростки имеют право на особую заботу и помощь, а во всех действиях в отношении детей и подростков, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, судами, административными органами, первоочерёдное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка»[10, стр. 15]. Одной из основных целей, указанных Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, является «осуществление эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростками, находящимися в конфликте с законом». Как следует из ст. 40 ч. 1, ч. 2. Конвенции о правах ребёнка, государства- участники должны признавать право каждого ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется, или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека и основным свободам других [10, стр.16]. В этих целях и принимая во внимание соответствующие положения международных документов, государства- участники обязаны обеспечить, чтобы каждый ребёнок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, среди прочих имел такие гарантии, как презумпция невинности, пока его вина не будет доказана согласно закону; незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него, и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты; свобода от принуждения к даче свидетельских показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний, а также полное уважение к его личной жизни на всех стадиях разбирательства[10, стр.16]. В «Пекинских правилах» (правило 5) подчёркивается, что система правосудия в отношении несовершеннолетних в первую очередь должна быть направлена на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на него всегда были соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения. Использование принципа «соразмерности» позволяет ограничивать использование карательных санкций, выражающихся в основном в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения, с учётом индивидуальных особенностей правонарушителя.

Безусловно, российские законодательные акты (УК РФ, УПК РФ, УИК РФ) базируются на тех же принципах, что и существующие международные конвенции. Однако даже в самых оптимальных социальных условиях ситуация привлечения к уголовной ответственности подростка, его арест, содержание под стражей, проводимые с ним судебно- следственные действия, вынесение приговора, лишение свободы, сопровождающиеся потерей привычного окружения, нарушением личного пространства, необходимостью постоянно находиться под наблюдением администрации учреждений исполнения наказаний, погружение в среду, где существуют традиции, ориентированные на взаимоотношения с позиции силы, всегда были и остаются стрессом, травматическим переживанием угрожающего характера[10, стр. 20]. Сила воздействия стрессовых факторов пенитенциарной системы велика ещё и потому, что у несовершеннолетнего индивида мало возможностей самому определять свою судьбу или эти возможности значительно ограничены. Подростки с присущей им личностной незрелостью, неопределённостью в поступках и микровосприятии, попадая в ситуацию привлечения к уголовной ответственности, следствия и суда, а после вынесения обвинительного приговора и доказывания вины, попадая в систему исполнения наказания, являются одной из наиболее уязвимых групп, находящихся в пенитенциарной системе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе. Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе как социологическая проблема
Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне их межличностных контактов. Изучение ...

Взрослость. Средний возраст.
В этом возрасте , как правило, человек уже достигает того, к чему осознанно стремился – у него четко сформировавшая система ценностей , есть определенное социальное и семейного положения, он психически уравновешен… Но вот доволен ли он своей жизнью, принесло ли ему моральное удовлетворение достижение целей, счастлив ли он, любит ли он с ...

Отношение сотрудников к различным аспектам трудовой деятельности
Оно исследовалось с помощью опросника, в котором изложены различные аспекты производственных отношений. Их предлагалось оценить по пятибалльной шкале, где 5 баллов присваивается, если показатель явно выражен, а 0 баллов - при его отсутствии. Восприятие производственных отношений в целом оценено в 3,7 балла, что соответствует уровню в ...