Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.
Страница 5

Информация о психологии » Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом » Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.

На основании проведённых исследований в пенитенциарной системе определены интервалы наибольшей активности стрессовых факторов, имеющие очерченные корреляции с клинической динамикой психогенно спровоцированных психических расстройств. Ими оказались 6 следующих периодов: возбуждение уголовного дела; содержание в изоляторе временного содержания; пребывание в СИЗО; ожидание приговора; вынесение приговора; помещение и пребывание в учреждении УИС.

Анализ клинико- психопатологических расстройств в условиях судебно- следственной ситуации и исполнения наказания выявил ряд особенностей и клинических закономерностей психических и поведенческих расстройств, связанных с пенитенциарным стрессом. В первую очередь каждый из этапов был представлен всем спектром психопатологических проявлений- от психотических и субпсихотических до неврозоподобных реакций. Кроме этого, достаточно большая психогенно спровоцированных психических расстройств на этапе судебно- следственного разбирательства в дальнейшем приобретает рецидивирующее течение с периодами обострений при исполнении наказания[18, стр.140].

Проведённый клинический анализ психических расстройств, связанных с судебно- следственной ситуацией и пенитенциарным стрессом, динамика формирования психических расстройств в зависимости от интенсивности воздействия, многофакторности травмирующих причин, а также от личностных, преморбидных особенностей позволяет представить типологию психогенных реакций у подростков в ответ на пенитенциарный стресс[15, стр.30].

1. Острый тип реагирования, включающий острую реакцию на стресс с аффективно- шоковыми и субшоковыми реакциями; депрессивный эпизод тяжёлой степени с психотическими симптомами; острое преходящее психотическое расстройство. Прослеживается чёткая временная связь между воздействием факторов пенитенциарного стресса и началом симптоматики. При этом фабула психотической симптоматики напрямую связана с психотравмирующим событием.

2. Подострый тип реагирования, включающий депрессивные эпизоды средней и лёгкой степени, а также расстройства адаптации с различными клиническими проявлениями.

3. Рецидивирующий тип с периодами обострения и инвелировки расстройств, куда входят пролонгированная депрессивная реакция с длительным волнообразным течением, с ухудшением состояния на различных этапах судебно- следственной ситуации; посттравматическое стрессовое расстройство с длительным, волнообразным течением, преимущественно более 6 месяцев.

4. Континуальный тип реагирования на постоянный стресс, характеризующийся стойкими, постоянными реакциями на всех этапах пенитенциарного стресса и проявляющийся сниженным настроением, чувством тревоги, расстройством сна. Подростки с данным типом реагирования избегают общения с окружающими, держатся отгорожено и, по видимому, представляют собой группу риска по формированию психогенного развития личности.

5. Реагирование по типу невротических реакций с появлением впервые или возобновлением имевшихся ранее неврозоподобных проявлений (энурез, тики)

6. Адаптивный тип реагирования с быстрым приспособлением к условиям среды и требованиям, невротические формы реагирования[19, стр.141-143].

Также следует подчеркнуть, что значимая роль в предупреждении психических расстройств, ассоциированных с пенитенциарным стрессом, состоит в психопрофилактической работе, которая должна проводиться подготовленными по профилю специалистами, ориентированными в вопросах возрастной психологии, психопатологии, проблемах посттравматических стрессовых расстройств и осуществляться на наиболее ранних этапах.

Вывод: пенитенциарный стресс- стресс, связанный с отбыванием наказания в исправительном учреждении, отрицательно влияющий на психику индивида. Психогенные заболевания являются наиболее частыми у подростков в ситуации судебно- следственного разбирательства, оставляя глубокий след в психике подростка, при неблагоприятной динамике способствуют появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими или могут быть выражением других, более тяжёлых психических расстройств. Оценка нарушений микросоциальной адаптации, межличностного взаимодействия, девиаций поведения, аффективных расстройств, формирующихся после ареста, и выбор коррекционных подходов представляют раннюю профилактику психогенно обусловленных психических и поведенческих расстройств, ассоциированных с пенитенциарным стрессом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Особенности организации исследования
В соответствии с поставленными задачами в апреле 2004 года на базе МДОУ «Детский сад N 244 комбинированного вида ЦАО гор Омска» была проведена экспериментальная часть данной работы. В подготовительной группе 25 детей. В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Отбор испытуемых проводился методом случайной выбор ...

«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия Если ребёнок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с ру ...

Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами
Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя университета заключается в том, что возвращается истинный смысл назначения деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный ...