Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.
Страница 3

Информация о психологии » Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом » Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.

Они оказывются ригидными, вынужденными, непроизвольными, действующими нереалистически, без учёта долговременной перспективы. Можно сказать, что цели психологической защиты если и достигаются, то ценой регрессии, самообмана, невроза[21, стр.53]. Существует связь между ненормативным функционированием механизмов защиты и девиантным поведением. Отклоняющееся поведение можно рассматривать как попытку неэффективной адаптации индивида в социуме с помощью фиксированной структуры защиты.

В настоящее время считается, что все защитные механизмы направлены против фрустраторов, которые представлены следующими типами:

1. Уязвление ценностного, значимого содержания личности.

2. Социальные конфликты, вызывающие переживания.

3. Трудности адаптации к новым условиям среды.

4. Снижение профессиональных или жизненно важных способностей.

5. Напряжение, утомление, перегрузка.

6. Чрезмерная собственная экспрессивность.

7. Повседневные жизненные трудности.

Фрустраторы могут быть внешними или внутренними и по этому критерию различаются защитные механизмы, направленные против внешних или внутренних фрустраторов[15, стр.16].

Различают также примитивные, пограничные и полноценные механизмы психологической защиты. Примитивными являются непродуктивные, осуществляемые на низком уровне защиты (регрессия, отрицание, конверсия, аннулированные действия, проекция), которые препятствуют личностному развитию, переводят личность на более низкий уровень функционирования, способствуют отказу от самореализации.

К пограничным относятся малопродуктивные защитные механизмы, представляющие мнимые решения и самообман, но позволяющие сохранить ценой различных искажений реальности привычный способ функционирования. К ним относятся: подавление, реактивное образование, интеллектуализация, наркотизация, перенос, изоляция.

Концепция психологической защиты остаётся одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и теорию психологической адаптации. Опишем наиболее известные и в определённой мере доступные психодиагностическому измерению психологические защитные механизмы.

1. Отрицание - наиболее примитивный механизм психологической защиты. Человек просто напросто закрывает глаза на реальное положение дел, отрицает, не признаёт вытесненные из сознания мысли, чувства, желания. Особенности защитного поведения в норме можно увидеть в таких особенностях личности, как эгоцентризм, внушаемость, демонстративность, лживость, отсутствие самокритичности; возможны психосоматические расстройства.

2. Проекция- сущность состоит в том, что индивид свои собственные нежелательные черты приписывает другим и таким путём защищает себя от осознания этих черт в себе. Особенности этой защиты могут проявляться в личности как самолюбие, эгоизм, злопамятность, упрямство и т.д.

3. Регрессия- психический процесс, посредством которого происходит возврат к предыдущим формам мышления, отношений, действий, т.е. переход к менее сложным и менее дифференцированным формам поведения. Особенности проявляются в слабохарактерности, внушаемости, нерешительности и т.д.

4. Замещение - развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как источник отрицательных переживаний. В норме проявляется в импульсивных действиях, раздражительности, грубости, реакции протеста и т.д.

5. Подавление - психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идей, аффекта и т.п. Особенности поведения могут заключаться в тщательном избегании ситуаций, способствующих возникновению фрустрации, страха, острой эмоциональной реакции.

6. Интеллектуализация - психический процесс, посредством которого индивид стремится выразить в дискурсивном виде, в том числе и во внутренней дискуссии с самим собой, свои конфликты и аффективные состояния, чтобы овладеть ими. В норме проявляется как старательность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и психоанализу.

7. Компенсация - онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, осознанно. Функционирует для защиты от тревоги, печали, горя, страдания, неполноценности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Становление сознания человека
Эмоциональное сознание человека гораздо старше интеллектуального. И если люди предвзято отказывают другим млекопитающим даже в ничтожной крупице разумности, то ведь никто не спорит, что животным знакомы чувства и желания, и что они в своей жизни руководствуются не только рефлексами и инстинктами, но и этими своими желаниями и чувствами? ...

Определение надёжности теста
Надёжность - устойчивость результатов, которые получены при помощи теста. Надежность – это один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. Обычно тест считается надёжным, если с его помощью получаются одни и те же п ...

Конспект группового консультирования
Консультация проводилась на малом педагогическом совете учителей начальных классов. КОНСПЕКТ Здравствуйте!!! Тема нашей сегодняшней беседы будет посвящена детской тревожности. Ведь мы часто слышим от родителей такую фразу: «Что-то мой ребенок в последнее время какой-то тревожный? Может, устал?» Так, давайте попробуем разобраться, что ...