Теоретические основы социально-психологической напряженности. Сущность, формы проявления и последствия социально- психологической напряженности
Страница 1

Информация о психологии » Показатели социально-психологической напряженности в коллективе » Теоретические основы социально-психологической напряженности. Сущность, формы проявления и последствия социально- психологической напряженности

Социальной напряженности в социально-трудовой сфере, как особому фенамину социологи начали уделять внимание сравнительно недавно. Отечественные исследователи постсоветского периода не были готовы к четким прогнозам и оценкам ситуации обострения социальной напряженности на предприятиях. В то же время познание социальной напряженности, ее причин и следствий, закономерностей возникновения, протекания и преодоления, способов прогнозирования и профилактирования в настоящее время является актуальной проблемой. На сегодня практически все исследователи, занимающиеся проблемой социальной напряженности на производстве, сходятся в одном: социальная напряженность - это психологическое состояние значительных социальных групп, можно сказать - групповые эмоции[1;12]. В основе социальной напряженности, находится групповая неудовлетворенность, возникающая в результате большого разрыва между уровнем ожидания существенных позитивных изменений в социально-экономической, производственной сфере и фактическом уровне реализации этих ожиданий. Морально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности [1;29].

Основными факторами формирования морально-психологического климата являются следующие:

· характер производственных отношений того общества, составной частью которого является коллектив;

· содержание, организация и условия трудовой деятельности;

· особенности работы органов управления и самоуправления;

характер руководства;

· степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

· социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы и т.д [1;35].

От состояния морально-психологического климата зависит эффективность групповой деятельности. Таким образом, значительная часть современных исследователей сводят проблему социальной напряженности к проблеме морально-психологического климата. Социальная напряженность обусловлена:

- степенью несовпадения интересов работодателей и работников наемного труда;

- различием в степени их ответственности за невыполнение своих договорных обязательств;

- состоянием неравенства возможностей в защите своих прав [5;123].

Социальная напряженность рассматривается как характеристика социально-трудовых отношений, складывающихся между работодателем и персоналом. В зависимости от поведения сторон, от соблюдения принятых ими на себя обязательств по вопросам, составляющим содержание трудовых отношений, социальная напряженность может изменять свой уровень, повышаться или снижаться. Социальная напряженность субъективна, поскольку она представляет собой феномен общественного сознания. Но она одновременно и объективна, поскольку реально присутствует при определенных условиях, реализуется в деструктивном поведении участников производственного процесса.

Социальный конфликт и социальная напряженность - это нечто единое, одно есть продолжение другого. Одни говорят, что конфликт постоянно существует в организации в виде социальной напряженности, другие считают, что социальная напряженность, постоянно нарастая, приводит к открытому конфликту. Поэтому условия возникновения и обострения социальной напряженности - это важнейшие предпосылки появления социальных конфликтов.

Социальная напряженность и социальный конфликт - это части одного общего целого, характеризующего состояние отношений внутри общества, а в нашем случае - состояние трудовых отношений в производственных организациях. Конфликт и напряженность формируются в конкретной ситуации, содержащей социальную проблему, связанную с существованием противоречий, затрагивающих интересы, ценности людей. И конфликт, и напряженность обусловлены развитием противоречий, при котором возможна и бесконфликтная форма их преодоления. Таким образом, можно сказать, что социальный конфликт и социальная напряженность - очень близкие понятия, причем всякий конфликт, по словам А.К.Зайцева, “ .имеет в своей основе, корнях тот или иной вид социальной напряженности, с ее подъема начинается”[8;246]. Можно назвать несколько точек зрения на сущность социальной напряженности: [9;113]

Страницы: 1 2


Перечень приложений к теории “Технология мышления”
I. Частные: 1. “Образ жизни и проблемы здоровья”; 2. “Мужчина и женщина: особенности сознания, понимания, поведения”; 3. “Самосознание человека и его “Эго”; 4. “Влияние средств массовой информации на сознание людей”; 5. “Творчество и сознание”; 6. “Способ мышления человека”; 7. “Принципы организации сознания человека”; 8. “Принц ...

Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива в младшем школьном возрасте. Младший школьник: индивидуальность и ее развитие. Учебная деятельность.
Одно из основных открытий ребенка семи лет - это приход в школу. С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развитьс ...

«Археология»
Цель: развитие мышечного контроля. Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает её. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кистей руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым. ...