Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики
Страница 2

Информация о психологии » Особенности социально-психологического климата предприятий ресторанного бизнеса » Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики

Дается и более узкое определение понятию: «СПК – качественная сторона отношений между людьми, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в трудовом коллективе. СПК складывается постепенно в процессе совместной жизнедеятельности людей, приобретает относительную самостоятельность и сам начинает влиять на поведение и результаты деятельности членов коллектива». [11, с.6]

Б.Д.Парыгин понимает атмосферу в коллективе как неустойчивую, постоянно изменяющуюся сторону коллективного сознания. Однако понятие СПК используется не для обозначения тех или иных ситуативных переменных в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты. [73, с.9-10] К.К.Платонов тоже определяет СПК как «стойкое настроение группы», в отличие от психологической атмосферы, которая отличается меньшей устойчивостью и не всегда отчетливо осознается. [77, с.11]

Другие авторы отмечают и такие характеристики СПК, как:

— общий эмоционально-динамический, эмоционально-психологический настрой;

— настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей;

— атмосфера, складывающаяся между работниками, непосредственно контактирующих друг с другом;

— социально-психологическая обстановка в коллективе, рассматриваемая с точки зрения психологической совместимости индивидов в составе малого трудового коллектива;

— состояние коллектива, включающее эмоциональный, когнитивный, действенный компоненты межличностных отношений;

— отражение комплекса явлений, связанных взаимодействием людей, условий труда, методов его стимулирования, взаимоотношений людей в процессе труда;

— отношение членов коллектива к труду вообще, к выполняемой работе, условиям жизнедеятельности коллектива, ценностям различных социальных общностей, групповой атмосфере, общему стилю и тону групповых взаимодействий, социальным ценностям;

— морально-политическое единство членов коллектива, их сплоченность, взаимоотношения, общие мнения, настроения, традиции и другое. [1, с. 16-20]

В западной социальной психологии социально-психологический климат рассматривается более широко, в рамках понятия организационного климата, который является составной частью организационной культуры.

А.А. Русалинова отмечает, что «в эмоциональном настрое коллектива отражается система групповых отношений:

a) «по вертикали» (между руководителем и подчиненными);

b) «по горизонтали» (между членами коллектива, находящимися на одинаковой социальной позиции в структуре управления);

c) отношение группы к труду;

d) общая удовлетворенность условиями труда в рабочем процессе». [11, с. 5]

Страницы: 1 2 


Психолингвистический метод исследования речи детей (Л.В. Яссман)
Методика рассчитана на детей 7-8 лет и состоит из тестов, направленных: 1) на исследование понимания и активного владения грамматическим строем речи; 2) анализ процесса речепроизводства в целом. Продолжительность работы - 20-30 мин. Методика может применяться как самостоятельно, так и в качестве дополнительной при общем патопсихологичес ...

Тип конфликта "студент – преподаватель"
Участниками более половины зафиксированных студентами конфликтов являются преподаватели. Только десятая часть этих конфликтов никак не описывается. Характер остальных всецело касается личности педагога — его поведения в отношении студентов (таблица 1). Лишь в единичных случаях "виновниками" выступают сами студенты, не выключаю ...

Содержание материнской сферы
На основе приведенных данных были выделены три блока в содержании материнской сферы[53]: 1. Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом - носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального блока происход ...