Основные черты личности руководителя. Типы характеров
Страница 1

Информация о психологии » Основные черты личности руководителя » Основные черты личности руководителя. Типы характеров

Характер человека — врожденное состояние, но существенную роль в его формировании играет воспитание и ближайшее окружение (микросоциум). Личность — это сложная организация шести систем: гомеостатической, эмоциональной, перцептивной, когнитивной, моторной и системы побуждений. Каждая система имеет определенную степень автономности, но все они соотнесены между собой.

Наиболее важны для функционирования личности и для социального взаимодействия четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Эти четыре системы совместно формируют основу уникального человеческого поведения. Многогранность характера заключается в том, что в различных ситуациях у человека могут проявляться разные, нередко противоположные свойства, при этом единство его характера мало того, что сохраняется, но в этом оно и проявляется. Характер также иногда отождествлялся с волей человека, хотя воля — это сила характера, его твердость, настойчивость и решительность.

Основные черты характера задают направленность развитию всего комплекса черт, в том числе и второстепенным чертам, которые определяются основными. Количественно каждая из черт может достичь своего предела, пока еще являющегося нормальным проявлением. Чрезмерная выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера (АХ). Это уязвимость психотравмирующего воздействия на слабое звено данного типа характера при устойчивости к другим воздействиям. Проявление АХ происходит тогда, когда задействуется именно эта уязвимая точка характера.

Различают явные и скрытые АХ. Явные относятся к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытые — обычная норма, слабовыраженная или не выраженная вообще. Они могут проявляться в результате воздействия различных факторов на место наименьшего сопротивления.

Явные и скрытые АХ могут взаимозаменяться под воздействием различных обстоятельств, в зависимости от деятельности человека, его воспитания, окружения. Выделяют несколько типов характеров, которые могут быть в врожденными или приобретенными в результате воспитания и влияния микросоциума:

1) Циклоидный — чередуется фазами хорошего и плохого настроения с различными периодами колебаний от промежутков до нескольких месяцев, в характере преобладает одна черта (акцент). Этому типу свойственны довольно частые периодические смены настроения, из-за чего также часто меняется стиль общения с окружающими людьми. Когда настроение приподнятое — они общительны и веселы, когда подавленное — они замкнуты. В период душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией, в период спада - как люди дистимного типа.

2) Гипертимный тип. Для этого типа характерно постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией к смене дел и тем для разговоров, склонностью не доводить все начатое до конца, соответственно характер — гипертимный. Плюсы этого типа: привлекательный партнер по общению, оптимизм, инициативность. Минусы: легкомысленность, раздражительность, склонность к аморальным поступкам, необязательность. Люди гипертимного типа особенно трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонные занятия, вынужденное одиночество.

Страницы: 1 2 3 4


Упражнение «Заполни таблицу»
Группы делятся на 3-4 подгруппы, каждая из которых должна заполнить таблицу игр, рекомендованных на отработку одной, двух, трёх слабых функций гиперактивного ребёнка. Название слабой функции Индивидуальная игра Групповая игра внимание Мышечный контроль импульсивность Внимание + мышечный контроль ...

«Человеческий фактор» – основная причина снижения безопасности полётов самолётов ГА
Как следует из материалов расследования катастроф с самолетами А-320 авиакомпании «Армавиа» и А-310 авиакомпании «Сибирь», они были связаны с подготовкой экипажей. В связи с быстрым переходом авиакомпаний на эксплуатацию зарубежной техники и отсутствием необходимого количества подготовленных пилотов применялся упрощенный подход при ввод ...

Исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций
Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект. 1) В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 ...