Понятийное поле психоанализа З.Фрейда

Оно (ид) – Это структура личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой.

Я (эго) – Это структура личности. Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью защитных механизмов. ua.musictext.net

СверхЯ (суперэго) - Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух структур – совести и Эго-идеала.

Либидо – специфическая энергия, формирующая сексуальный инстинкт, являющийся существенной составляющей влечения к жизни – Эроса.

Психосексуальное развитие – В теории З.Фрейда выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Их проходит каждый ребенок в своем развитии. При фиксации на одной из них клиент уже нуждается в психоаналитической теорапии.

Сознание – Уровень психического. На нем базируется эго человека.

Предсознательное – Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символ, форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.

Принцип удовольствия – этим принципом управляется Ид, желающий получить разрядку любой ценой, не «знающий» запретов, правил, опасностей.

Принцип реальности – его цель: предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект.

Рефлекторные действия – действия, основанные на инстинктах

Первичные процессы – Ид функционирует в соответствии с первичным процессом, представляющим собой простые и примитивные правила ассоциации.

Вторичные процессы – З.Фрейд считал вторичным процессом реалистическое мышление и другие высшие ментальные процессы. Согласно вторичному процессу функционирует Эго. Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Развитие личности происходит следующим образом: из бессознательного формируются структуры Ид, регулируемые принципом удовольствия, далее при социализации развиваются за счет либидозной энергии при нормативных воздействиях общества структуры Эго и Суперэго. Личность развивается на основе четырех источников напряжения:

1) процессов физиологического роста;

2) фрустраций;

3) конфликтов и

4) угроз.

Прямым следствием возрастания напряжения, возникающего из этих четырех источников является то, что личность вынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Это и подразумевается под развитием личности.


Позиции восприятия
Понимание того, что в основе действий человека лежит три основных способа восприятия опыта, дает огромные возможности для управления состояниями и улучшения коммуникации. Эти способы имеет название первой, второй и третьей позициями восприятия. Когда человек ассоциирует себя со своим собственным телом, то он находится в первой позиции. ...

Социально-психологические особенности современного потребителя. Понятие "потребительское поведение" и потребностно-мотивационная сфера потребителей
Потребительское поведение – это поведение конечного потребителя (физическое лицо или домохозяйство) покупающего товар или услугу для личного потребления. Это социальная активность, непосредственно увлеченная в обретение, использование и избавление продуктов, услуг и идей, включающих процессы решений, которые предшествовали этой активнос ...

Понятие личность в социальной психологии. Представление о личности и ее компонентах в рамках социально-психологического знания
Понятие "личность" относится к числу самых неопределенных и спорных в психологической науке. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Рассмотрим несколько определений личности, данных ведущими специалистами в этой области. Б.Г. Ананьев отмечал, что "личность – прежде всего совре ...