Понятийное поле психоанализа З.Фрейда

Оно (ид) – Это структура личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой.

Я (эго) – Это структура личности. Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью защитных механизмов. ua.musictext.net

СверхЯ (суперэго) - Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух структур – совести и Эго-идеала.

Либидо – специфическая энергия, формирующая сексуальный инстинкт, являющийся существенной составляющей влечения к жизни – Эроса.

Психосексуальное развитие – В теории З.Фрейда выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Их проходит каждый ребенок в своем развитии. При фиксации на одной из них клиент уже нуждается в психоаналитической теорапии.

Сознание – Уровень психического. На нем базируется эго человека.

Предсознательное – Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символ, форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.

Принцип удовольствия – этим принципом управляется Ид, желающий получить разрядку любой ценой, не «знающий» запретов, правил, опасностей.

Принцип реальности – его цель: предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект.

Рефлекторные действия – действия, основанные на инстинктах

Первичные процессы – Ид функционирует в соответствии с первичным процессом, представляющим собой простые и примитивные правила ассоциации.

Вторичные процессы – З.Фрейд считал вторичным процессом реалистическое мышление и другие высшие ментальные процессы. Согласно вторичному процессу функционирует Эго. Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Развитие личности происходит следующим образом: из бессознательного формируются структуры Ид, регулируемые принципом удовольствия, далее при социализации развиваются за счет либидозной энергии при нормативных воздействиях общества структуры Эго и Суперэго. Личность развивается на основе четырех источников напряжения:

1) процессов физиологического роста;

2) фрустраций;

3) конфликтов и

4) угроз.

Прямым следствием возрастания напряжения, возникающего из этих четырех источников является то, что личность вынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Это и подразумевается под развитием личности.


Негативные факторы воспитания
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через ...

Выводы
Таким образом, при написании теоретической части нами были использованы различные источники. Было выявлено, что проблемы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки занимаются многие ученые. Одной из главных проблем в изучении взаимосвязи уровня притязаний и сам оценки является то, что самооценка и уровень притязаний имеют много определе ...

Основные направления психологической помощи беженцам и вынужденным переселенцам
Психологические проблемы и психические расстройства вынужденных мигрантов показывает, что они носят комплексный характер, затрагивая все основные сферы личности: эмоциональную, когнитивную, поведенческую, мотивационно-потребностную, коммуникативную. Основной набор психологических проблем беженцев из стран составляют: 1. Посттравматическ ...