Закономерности историко-психологического процесса

Информация о психологии » История психологии - предмет и этапы становления » Закономерности историко-психологического процесса

Общей и основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба идей, прежде всего между материалистическим и идеалистическим пониманием психики.

Материалистический подход направлен на причинное объяснение психики. В русле этого подхода уже в античности возникли и развивались во все последующие времена представления об обусловленности психических явлений материальными процессами мозга. Развитие материалистических представлений тесно связано с успехами в естествознании. Наивысшей формы они достигают в психологии, базирующейся на философии диалектического и исторического материализма.

В различных формах идеализма психика и сознание отделялись от процессов материального мира, обособлялись от него, превращались в особую – духовную – субстанцию, которая и по своему происхождению, и по своим свойствам, и по методам познания противопоставлялись материальному миру и практике. В идеализме психика предстает как особая духовная деятельность, отрешенная от всяких материальных связей, изучаемая абстрактно, «…так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой».

Разделение психологии на материалистическую и идеалистическую проходит через всю историю развития психологии вплоть до настоящего времени

. При этом каждое из направлений вносит свой вклад в познание психического. Так, идеалистические концепции заостряют внимание на проблеме качественного своеобразия психики в отличие от материальных процессов, проводят идею активной деятельной природы духа. Внимание к этим сторонам психической реальности – факт прогрессивный. Поэтому изучение идеалистических психологических концепций, хотя в них и не открываются реальные пути познания выявляемых закономерностей, составляет неотъемлемую часть курса истории психологии. Важной закономерностью развития психологической науки является ее направленность на выработку единое теории

. Особенно остро эта тенденция выступила в период открытого кризиса в психологии в начале XX в. когда «психология осознала, что для нее вопрос жизни и смерти найти общий объяснительный принцип…». Возникшие тогда новые направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.) претендовали именно на такую теорию. Анализируя их судьбу, Выготский выявил закономерную общую линию в их развитии: от частных открытий в конкретной области к возникновению общих принципов и распространению их на всю психологию и, наконец, превращение в философскую систему и даже в мировоззрение, показав, что ни один из этих принципов не удовлетворяет статусу единственной теории в психологии. Однако объективная потребность в ней остается важной движущей силой исторического процесса.

Предпринимаются попытки применить к истории психологии концепцию развития науки Т. Куна, использовать другие достижения в области философии науки.

История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию разнообразны. Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях (например, изучение проблемы связи языка и мышления в трудах лингвистов А. Потебни, В. Гумбольдта и др., изучение времени реакции астрономами и др.). Во-вторых, в психологии использовались методы этих наук, в частности, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии. В-третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных (и частично человека) Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни.


Факторный анализ феноменов, влияющих на уровень нервно – психической устойчивости
Смысл факторного анализа заключается в том, чтобы полученное в ходе исследования количество переменных представить меньшим числом других переменных, называемых факторами. Факторы выступают как более фундаментальными переменными, характеризующими явление. Исходные переменные объединяются в группы, каждая из которых представляет некий фак ...

Первичные гипотезы о причинах трудностей развития ребенка
Признаками, свидетельствующими о переживании семьей данного нормативного кризиса, являются: □ рост напряжения в детско-родительской подсистеме, выражающийся в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках; □ проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм, н ...

Методика анализа руководителей по Д. Керси и др
Методика Д. Кейрси построена на различении 16 психологических типов, определяемых сочетанием четырех факторов: E(Extravertion) & I(Intraversion) - экстраверсия-интроверсия S (Sensation) & N(iNtuition) - реализм-интуиция T(Thinking) & F(Feeling) - логичность-эмоциональность J(Judging) & P(Perceiving) - рассудительност ...