Особенности полоролевой социализации младших подростков
Страница 2

Информация о психологии » Полоролевая социализация » Особенности полоролевой социализации младших подростков

Так называемый "двойной стандарт" утверждает разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут, и даже после этого проявить сдержанность. Сегодня такое представление уже не является безраздельно господствующим; молодежь все больше ориентируется на принцип равенства прав и обязанностей [24].

Все это преломляется в юношеской психологии. Половое созревание заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос о его половой идентичности в том случае, что подросток начинает в ней сомневаться, но в том что усложняются измерения «маскулинности» и «феминности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты /появление сексуальных интересов и т.д.[34].

Соответствие идеализированному стереотипу «маскулинности-феминности» служит главным критерием, по которому подросток оценивает свое тело.

Волнующее переживание вызывает и сам процесс полового созревания. Теперь это событие в большинстве случаев встречается с радостью. Тем не менее, подобные переживания весьма тревожны. Подростки - настоящие рабы «нормы». Они убеждены в том, что на все случаи жизни должны быть универсальные правила и боятся в чем - то отстать от сверстников[12].

По данным психолого-педагогических исследований (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, 1980; И.С. Кон, 1988; Я.Л. Коломинский, 1985; И.И. Лунин, 1985; И.В. Романов, 1997 и др.), половая принадлежность оказывает существенное влияние на личностное развитие. Однако эти же исследователи отмечают, что изучение психологических и социальных особенностей личности, имеющих отношение к ее половой принадлежности, сопряжено с определенными трудностями. Одну из причин такого положения они видят в сложности самой проблемы полоролевых отношений и, прежде всего, в нерасчлененности природного и культурного компонентов в процессе полоролевой социализации. Данное понятие определяется многими авторами как активное усвоение личностью психосексуальной культуры по мере вхождения в социальные отношения, как процесс передачи ребенку устойчивых форм социального поведения в соответствии с половой ролью. Для постановки и решения основной проблемы нашего исследования необходимо определить и проанализировать основные теоретические и прикладные подходы к изучению полоролевых аспектов социализации детей и подростков, рассмотреть экспериментальные данные, представленные в современной коррекционной психологии.

Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психических половых различий и полоролевой дифференциации, имея довольно давнюю историю развития в нашей стране, остается одной из актуальных проблем возрастной, педагогической и коррекционной психологии. Начиная с середины XIX века вплоть до начала 30-х годов XX века различные социальные и психолого-педагогические аспекты пола активно обсуждались многими отечественными общественными деятелями и специалистами.

Половая роль - это не абсолютный набор предписаний и моделей, верный в любой ситуации, а целый комплекс ролей, ролевой репертуар, каждая роль которого имеет свои модели, предписания, стереотипы.

Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, по мнению психоаналитиков, опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями. Именно под влиянием этого опыта у детей очень рано формируются черты, типичные для того или иного пола; появившись в дошкольном возрасте, эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола.

Половая cоциализация - процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами.

Полоролевую социализацию можно рассматривать в трех аспектах[13]:

• с точки зрения отношения к людям противоположного пола;

Страницы: 1 2 3 4


Понятия, методы и модели возрастной пспхогенетики
Главным понятием психогенетики развития является «генетическое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта. Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли генетической вариативности в общей вариативности признака, что позволяет оценить, как ...

Установки в общении
Установка - очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в теоретической и практической деятельности человека и ярко выступают в процессах общения. Чтобы не попасть впросак самому и не поставить в неловкое положение собеседн ...

Психология стресса: генезис развития и современное состояние проблемы. Сущность психических состояний
Психология состояний (ПС) до настоящего времени является мало изученной проблемой. В данной области наиболее известны исследования таких авторов, как, А.В.Брушлинский, Л.П. Гримак, Л.Я. Дорфман, Н.Д. Левитов, Ю.Е.Сосновикова, А.Н. Леонова, Л.Г., Дикая, Е.П. Ильин, А.В.Махнач, А.О.Прохоров, И.И.Чеснокова, А.И.Юрьев и В.А.Ганзен др., в ко ...