Рефлексы и эмоции
Страница 1

Технология мышления » Рефлексы и эмоции

Сознание человека неоднородно – это обусловлено его происхождением и эволюционным путем развития. В связи с этим возникает закономерный вопрос: как взаимодействуют разные уровни сознания между собой? Уровень глубинного сознания слабо связан с интеллектом, но тем не менее такие связи существуют. Мы можем усилием воли (прямая команда из уровня интеллектуального сознания) изменить частоту своего дыхания, но не можем таким способом изменить частоту пульса или уровень артериального давления. Однако это можно сделать косвенным, непрямым путем, воздействуя на эмоциональное сознание. www.eduinfluence.ru

Существует историческая легенда, согласно которой Александр Македонский, при отборе воинов для своей армии, подвергал их простому, но весьма эффективному испытанию. Каждого кандидата неожиданно пугали и наблюдали за его реакцией: если человек бледнел лицом, то считалось, что он не прошел испытание, если краснел – то его принимали на военную службу. Подоплека такого психологического теста была проста: считалось, что если при критических ситуациях кровь приливает к голове, то человек способен быстро мобилизовать внутренние ресурсы, а значит, в минуту опасности силы его увеличатся, реакция – ускорится. С чисто физиологической точки зрения такая реакция, действительно, помогает в критических ситуациях (улучшается кровоснабжение мозга, всего организма, увеличивается мышечный тонус и т. п.). Чего нельзя сказать о тех, кто бледнеет: отлив крови от жизненно важных органов свидетельствует о том, что страх парализует человека, а это уменьшает возможности к быстрым и активным действиям. Трудно теперь сказать, кто порекомендовал великому полководцу Античности такой способ отбора, но сам он был очень одаренным и образованным человеком. Достаточно сказать, что его учителем и воспитателем был сам Аристотель, человек не менее великий и знаменитый.

Чтение страшной книги или просмотр фильма ужасов оказывает несомненное влияние на физиологию организма: может “подскочить” кровяное давление, участиться пульс, могут вспотеть ладони, появится мурашки на спине и т. п. Почему так происходит? Вероятно потому, что все уровни нашего сознания (и не важно на сколько частей мы его делим – это деление условно) неразрывно связаны между собой. Сцены ужасов, которые мы видим на экране и которые мы осознаем, провоцируют (возбуждают) соответствующие чувства на уровне эмоционального сознания, а те, в свою очередь, “запускают механизмы” безусловных рефлексов на уровне глубинного сознания. Уровень глубинного подсознания вполне адекватно реагирует на всплеск эмоций, и не столь важно, реальны или мнимы эти эмоции – глубинное сознание не имеет прямого выхода на органы зрения или слуха, и поэтому ориентируется на реакцию эмоционального уровня сознания. Главная задача в таких ситуациях для глубинного сознания – это мобилизация организма для успешного отражения реальной или мнимой опасности. Поэтому сердце начинает работать быстрее, в крови появляется адреналин, дыхание учащается, (увеличивается приток кислорода, питательных веществ, гормонов ко всем жизненно важным органам и системам и в первую очередь – к мозгу) возрастает общий мышечный тонус . – человек готов сорваться с места в любой момент.

Взрослые люди легко подавляют такую реакцию глубинного сознания, убеждая себя в том, что на самом деле никакой опасности нет, и все экранные персонажи существуют только в их сознании (воображении). Но и взрослые люди нередко вздрагивают и даже вскрикивают в наиболее страшных местах фильма, доходит дело иногда и до сердечных приступов. Сравните: при первых демонстрациях в конце прошлого века первых черно-белых, “немых” и технически крайне несовершенных фильмов, знаменитый эпизод с прибытием поезда на станцию неизменно вызывал панику среди зрителей, многие их которых вскакивали со своих мест и покидали зал, спасаясь бегством . Но разве взрослые люди не понимали того, что все это происходит на экране, а не в действительности, и никакой реальной угрозы для их жизни нет? Конечно, понимали, но все же поезд, движущийся прямо на них сильно их пугал. Зрительные образы в эмоциональном сознании “запускали” стереотипные программы (условные и безусловные рефлексы), направленные на спасение жизни. При этом “мнение” интеллекта игнорировалось – настолько изображение на экране казалось реальным.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие памяти дошкольника. Концепции развития памяти
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет стольк ...

Понятие общения. Его виды. Развитие педагогического общения. Коммуникации и общение.
Коммуникации - контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом. Одной из главных составляющих коммуникации является общение. Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф. Ломов в работе «Проблема общения в психологии», как известно, назвал проблему общения «базовой кате ...

Трудовой метод.
Трудовой метод предназначен для психологического анализа профессий. В современной литературе по психологии труда сущность трудового метода нигде не раскрывается. Исключение составляет упоминание об этом методе в книге К. К. Платонова.[7] Так как использование его элементов, там, где это, возможно, следует считать полезным дополнительным ...