Рефлексы и эмоции
Страница 2

Технология мышления » Рефлексы и эмоции

Детям же гораздо труднее подавить защитные реакции подсознания и первую очередь именно из-за неразвитости их интеллектуального уровня сознания, поэтому и пугаются они значительно сильнее. Даже при чтении страшных сказок дети нередко прячутся под одеяло – это вполне естественная защитная реакция организма. www.edubrilliant.ru

По той же причине при сильном испуге начинают шевелиться волосы на голове, а по телу “бегают” мурашки – это защитная реакция глубинного подсознания напоминает нам, что когда-то все наше тело было покрыто густой шерстью и эта шерсть “становилась дыбом”. Смысл такой реакции очевиден: таким путем увеличивается зрительный объем тела, которое начинает казаться больше, чем есть на самом деле, а значит, дезориентирует и сбивает с толку потенциального врага (более крупный означает более сильный). Именно по этой причине шерсть на загривке собаки – если ей угрожает опасность – становится дыбом, а кошка, например, распушивает свой хвост. Мурашки у человека могут появиться и от холода, в этом случае защитная реакция направлена на уменьшение потерь тепла.

Такова общая схема сложного механизма взаимодействия разных уровней сознания. Здесь же следует искать причину неизменного интереса людей к чужим, то есть мнимым по отношению к собственному сознанию, переживаниям других людей, будь то книга, песня, устный рассказ или фильм. Это не столь важно. Важно другое: мы всегда сопереживаем, то есть чужие желания и эмоции “провоцируют” и возбуждают наши собственные чувства, и мы в большей или меньшей степени начинаем испытывать те же самые желания и чувства. При этом, не смотря на то, что события или персонажи мнимые, чувства, которые мы испытываем по ходу фильма или чтения книги, представляются нам вполне реальными и способны нас глубоко волновать. Людей, способных в большой степени сопереживать мнимым (да и своим собственным) чувствам, мы считаем эмоциональными, отзывчивыми – в целом это характерно для женщин, а тех, кто слабо откликается на чужие переживания – неэмоциональными, черствыми.

В наследство от древнего биологического прошлого человеку досталось немало безусловных рефлексов и, соответственно, защитных реакций глубинного сознания. Например, слезы от радости, горя или боли тоже можно считать защитной реакцией организма, так же, как и крик “Ура!” Это ни что иное, как отголосок, казалось бы, давно забытого боевого клича, по своей природе точно такого же, как у американских индейцев или других нецивилизованных народностей и племен. Не случайно во многих боевых единоборствах сильные удары сопровождаются криками типа “Й-а-а !” – это помогает мобилизовать резервные возможности сознания и организма, а значит, увеличить силу или резкость сокрушительных по своей мощи ударов. Для восточных единоборств, вообще, характерны упражнения, направленные не только на совершенствование тела или техники боя, но и на укрепление, совершенствование сознания (духа). Основная их идея – сознание так же важно, как сила, ловкость или выносливость.

А вот привычку людей улыбаться объяснить трудно: показывание или оскаливание зубов у хищников всегда означает недвусмысленную угрозу, а вовсе не знак симпатии. Причем эта угроза носит категорический характер, это “последний аргумент в дипломатии животных” для мирного разрешения конфликта – далее в ход идут клыки и когти для нападения или защиты. Видимо, это как-то связано с нашими предками, человекообразными обезьянами, которые хищниками не являлись, также как не являются хищниками и современные нам приматы.

Во всех книгах или фильмах нетрудно увидеть две составляющих: одна дает пищу уму, а другая – сердцу, то есть – чувствам. О вкусах не спорят, поэтому каждый выбирает то, что ему больше по душе[16]: любовные романы (в них всегда присутствуют элементы эротики), боевики и “ужастики” (месть, страх, ужас .), приключения, фантастика, романы о жизни (любопытство, риск, страх .) и так далее. То есть в основном, в своем выборе мы руководствуемся именно чувствами, а не интеллектом. По этой же причине абсолютное большинство людей равнодушны к наукам, особенно точным, или к статьям и прочим трудам такого же содержания: они дают пищу уму, но начисто лишены эмоций и поэтому считаются скучными и неинтересными. Если было бы иначе, то люди проводили свое свободное время не в ресторанах, дискотеках, на вечеринках или у телевизора, а в библиотеках, причем интересовались бы не художественной литературой, а чем-либо серьезным и интеллектуальным. Однако этого не наблюдается: даже те люди, которые берут нехудожественную литературу, делают это в основном по другим причинам – например, для учебы.

Страницы: 1 2 3 4


Приложения
Дорогой друг! Мы изучаем представления людей об основных социальных институтах и особенности экономического поведения. Данная работа носит научный характер. Просим Вас принять участие в исследовании и заполнить анкету на условиях полной анонимности. Пожалуйста, прочитайте внимательно инструкцию и не пропускайте ни одного вопроса. Спас ...

Структура межличностных отношений в группах младших школьников.
Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоот­ношений как детей младшего школьного возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осу­ществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы. В детских группах могут быть выделены ф ...

Пластичность нервных и психических процессов как одна из психофизиологических предпосылок развития социального интеллекта
В основе любых способностей и умений лежат свойства нервной системы (Григоренко Е.А., Кочубей Б.И.). По мнению некоторых авторов (Бирюков С.Д. Смирнов В.М.), таким свойством является пластичность. Пластичность – это способность к адекватным перестройкам функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения внешних и внутренних ...