Мышление и сознание
Страница 8

Технология мышления » Мышление и сознание

Гораздо лучше нам знакома информация, идущая от органов обоняния, вкуса, осязания . Хотя остается открытым вопрос – на какой уровень сознания замыкаются эти органы чувств? Даже если информация, которую мы воспринимаем как конкретные ощущения – например, запахи, вкусы – доходит до нас именно с уровня глубинного сознания, то это еще не означает, что она доходит до нас в своем первоначальном обработанном виде, в том формате или стандарте, который принят на том уровне за основу, а не в “специальном переводе”.

Сравните: вся радиоаппаратура основана на одних и тех же физических принципах и собрана, в общем-то, из одних и тех же деталей, однако если вы подключите свой телевизор к телефонной линии, то вы ничего не сможете услышать (увидеть – тем более). Почему? Потому что стандарты телевизионных сигналов и телефонных сетей различаются как небо и земля. Ваш телевизор просто “не поймет” поступающей по телефонной линии информации, соответственно, он не сможет ее обработать и преобразовать в привычную для нас форму, то есть – в звук. Видеоинформации в телефонной розетке, естественно, не содержится, однако те же компьютеры обмениваются любой информацией, в том числе и видео-, именно по телефонным сетям. Но работают они в общем стандарте, а для согласования своего стандарта или формата передачи информации с условиями телефонной сети они используют специальные устройства – модемы.

Что касается ощущений боли, усталости или жажды, то эти ощущения мы почти наверняка получаем с уровня глубинного сознания и воспринимаем их не как мысли, не как эмоции, а именно как ощущения. Очень часто такие ощущения дублируются на уровне эмоционального или интеллектуального сознания соответствующими чувствами или мыслями по этому поводу, но такие “коктейли” из ощущений, эмоций и мыслей – самое обычное для нас дело. Это разные типы информации, но это нисколько не мешает им уживаться и мирно соседствовать в нашем сознании. Это еще раз косвенным образом указывает на тот гигантский эволюционный путь, который прошло наше сознание за миллиарды лет и на преемственность между основными этапами этой эволюции.

Интеллектуальный способ мышления не есть какой-то особый или исключительный дар человеку свыше, это именно результат длительной эволюции сознания человека. На разных стадиях этой эволюции он был представлен разными способами осмысления информации: от элементарных безусловно-рефлекторных реакций на раздражители, через сложные условно-рефлекторные реакции, через еще более сложные эмоциональные реакции к осмыслению сначала конкретных, а потом и абстрактных причинно-следственных связей реального мира. И не суть важно, куда отнести простые, конкретные мысли – к эмоциональному или интеллектуальному уровню сознания – важно, чтобы они занимали свое законное место на общем пути эволюционного развития сознания человека.

Еще один вопрос: что понимать под понятием “сознавать”? Только ли то, что мы можем понять или почувствовать? Вероятно, нет: “со-знавать” ведь и означает быть причастным к знанию, то есть понимать, чувствовать, ощущать . Это та часть айсберга, которая доступна нам в наших мыслях, чувствах, ощущениях. Но есть и другая, подводная часть того же айсберга, где нам не дано хоть как-то “прочувствовать” многочисленные процессы логической обработки информации с единственной целью – понять, что она несет и принять соответствующее решение . Любая логически обработанная информация есть информация осознанная – этот тезис с неизменным постоянством, явно или неявно, но проходит красной нитью через всю теорию “Технология мышления”. Поэтому, осознание любой информации на уровне физиологии – пусть даже в неявной для нас самих форме – является важной и неотъемлемой частью нашего единого сознания. Сложнейшие процессы, связанные с условными рефлексами, эмоциями, желаниями, с накоплением и использованием личного опыта, а также связанные с простыми, конкретными мыслями – является другой составляющей нашего сознания. И наконец, интеллект – самое сокрушительное орудие человека за всю его историю существования – со всеми своими конкретными и абстрактными мыслями, со всеми своими устремлениями к земному или вечному, является третьей составляющей нашего единого и неделимого сознания.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Специфика воспитания в многодетной семье
Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почв ...

Исследование стресса в психологической науке
Первое научное объяснение понятию стресса было в 1936 году, когда канадский физиолог Ганс Селье ввел этот термин в психологическую науку и создал свою концепцию стресса. Автор показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействий или экстремальности. Выделение категории «эмоциональный стресс» и проти ...

Развитие психометрики и физиологии органов чувств в 19 веке. Ф. Дондерс, И. Мюллер, Г. Гельмгольц
Физиология становится экспериментальной дисциплиной приблизительно в 30-х гг. XIX в., главным образом, под влиянием работ немецкого физиолога Иоганнеса Мюллера. Мюллер сформулировал принцип “специфической энергии органов чувств”: возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерной ощущение, потому что в каждом рецепторном отделе ...