Исследование влияния социальных факторов на становление личности ребенка

Информация о психологии » Влияние социальных факторов на становление личности ребенка » Исследование влияния социальных факторов на становление личности ребенка

Цель наблюдения: определение уровня социализации детей, исследование воздействия игровой деятельности на становление личности ребенка.

Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5—6 лет проводились в игре в «больницу», в естественных условиях, протоколирование проводилось методом записи происходящего.

Игра происходила следующим образом:

Сабина М. (5 лет 4 мес.): «У меня живот заболел».

Наташа Н. (5 лет 5 мес.): «Что случилось? Надо обратиться в больницу, давайте поймаем такси».

Данил С. (5 лет 7 мес.): «Я схожу за машиной (ловит «машину»)».

Максим К. (5 лет 5 мес.) сидит за рулем: «Куда надо ехать?»

Данил: «В больницу. У дочки живот заболел».

Все дети выходят, садятся в «машину» и едут в «больницу».

Галя С. (5 лет 5 мес.): «А кто будет врачом?»

Настя М. (5 лет 6 мес.) подходит к детям: «Я буду врачом» (побежала в «больницу»).

Данил: «Все, приехали».

Дети выходят из машины и идут в «больницу».

Настя: «Заходите, заходите. На что жалуетесь?»

Сабина: «У меня живот болит».

Настя: «Давайте посмотрим (щупает живот). Давайте я вас послушаю. Дышите, не дышите. А теперь нужно померить температуру» (подает градусник).

Сабина измеряет температуру.

Ира: «Доктор, что с ней?»

Настя достает градусник и смотрит температуру: «Не волнуйтесь, ничего страшного. Просто она съела что-то грязное, сейчас я выпишу вам рецепт. Будете принимать детский панадол» (выписывает рецепт и подает).

Ира: «Спасибо».

Сабина: «До свидания».

Сюжетно-ролевая игра позволила малышам (Сабина М., Наташа Н., Данил С., Галя С., Настя М.) понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

Воплощение замысла в игре происходит путем решения игровых задач. Усложняется способ их решения. Дети начинают сами договариваться перед началом игры об распределении ролей.

Содержание выступает отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план

Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды. Источником сюжета выступают личные наблюдения, рассказы взрослых.

Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится белее длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.)

Дети самостоятельно выбирают предметы заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия, свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения

Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила соответствии со взятой на себя ролью. Следят за правил игры другими детьми

В ходе проведенного наблюдения ясно видно, что дети уже не нуждаются в обращении со взрослым в процессе игры, как и в участии в игре самого взрослого.


Биографический очерк. Основные этапы научной деятельности
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 г. в местечке Кессвил в кантоне Тургау; через полгода семья переехала в Лауфен, а в 1879 г. — в Кляйн-Хюниген, патриархальную деревню. Здесь он ходил вместе с крестьянскими детьми в начальную школу. Семья занимала старый дом, принадлежавший когда-то роду знатных базельских патрициев (но принадлежал о ...

«Шариковые бои»
Цель: развитие координации движений. Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребёнок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1м. от таза, ребёнок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остаётся в воде. Игра зако ...

Соц. психологические аспекты соц. безопасности
То есть каждый гражданин должен иметь доступ к легальной информации, может использовать информацию в целях своего всестороннего развития, и защищать информацию, связанную с личной безопасностью гражданина. Таким образом, полностью игнорируется проблема, связанная с разнообразным информационным воздействием на психику человека, и те нега ...