Теоретические аспекты исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе. Уровень притязаний и самооценка как социально-психологические явления.
Страница 2

Информация о психологии » Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков » Теоретические аспекты исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе. Уровень притязаний и самооценка как социально-психологические явления.

Самооценка

Большую роль в становлении личности человека играет самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и отношения к другим членам группы. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти своё место в жизни, утвердить себя как члена общества в своих глазах и в глазах окружающих. Именно адекватная самооценка способствует внутренней согласованности личности.

Разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя - весьма сложная задача. Вот поэтому необходимо разобраться, что представляет собой самооценка и какое влияние она оказывает на человека [5, с. 37].На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Так, У.Джемс был одним из первых исследователей, занимавшихся изучением самооценки. Он выделил две формы самооценки: самодовольство и недовольство собой. Под самооценкой он понимал сложное образование, являющееся производным элементом развития самосознания, которое формируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе).

Г.К. Валицкас предложил следующее определение самооценки: Самооценка – это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определёнными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнетивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов [6, с.224 - 232].

Самооценка является системообразующим компонентом «Я – концепции».

Образ «Я» возникает на основе осознания человеком оценок себя как личности другими и на основе соотнесения оценок других о себе с оценками самого себя.

Самооценка способствует автономной мотивации деятельности и увеличивает ее эффективность. У личности вырабатывается потребность достижения стандарта референтной микрогруппы. Если этого не происходит, включается когнитивный диссонанс и личность уходит от негативных переживаний [7, с. 130 - 142].

С самооценки начинается самовоспитание. Человек должен знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности

Самооценка зависит от многих факторов. Это и уровень развития способностей и притязаний, и средний уровень оценок в коллективе и другие.

Источниками самооценки могут быть близкие друзья, товарищи по учебной группе, сравнение себя с другими малознакомыми или незнакомыми людьми, реальные возможности личности, реакция авторитетных старших и другие [8, с. 20 -21].

Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой. Многие исследователи такие как Е.И Савонько, Н.А. Гульянова рассматривают факторы, влияющие на устойчивость самооценки: сложность выполняемого задания, значение успеха, ориентация на оценку окружающих. Но эти факторы могут быть недостаточно точными, так как у одних людей повышения уровня трудности задачи и значимость неуспеха снижают устойчивость собственной оценки, а у других – нет. Так же чем стабильнее самооценка, тем меньше склонность к депрессивным состояниям.

Неустойчивая самооценка может быть связана с выраженной ориентацией на социум и неуверенностью в себе [9, с. 35 - 36].

Так же самооценка может быть высокой – низкой, адекватной – неадекватной, осознаваемой - неосознаваемой, уверенной и неуверенной и так далее.

В структуре самооценки существуют два взаимосвязанных компонента: когнитивный, содержащий знания человека о себе разной степени обобщенности, и аффективный (переживания человека том, что он узнает о себе).

Страницы: 1 2 3


Выводы
В целом проведенные исследования позволили уточнить феноменологию застенчивости у школьников-подростков; выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых она проявляется; выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных можно описать обобщенный портрет застенчивого ребенка. Застенчивый ребенок – э ...

Причины гиперактивности
Существует достаточно исчерпывающее описание симптоматики синдрома, знания о причинах данного нарушения довольно скромны. К настоящему времени установлено, что гипотеза о тождественности гиперкинетического синдрома с минимальной мозговой дисфункцией (ММД) или со специфическими трудностями в обучении неверна. У части детей наблюдаются ...

Образы и их смысловые понятия
Образы и их смысловые понятия занимают в сознании человека центральное место. С одной стороны, образы каких-либо предметов или явлений нам очень хорошо знакомы – мы имеем с ними дело каждый день и каждую минуту, но с другой – они чрезвычайно сложны, неоднозначны и трудны для понимания. Воспринимаем мы окружающий нас мир как мир, состоящ ...