Формы коррекции эмоционального состояния
Страница 1

Информация о психологии » Управление эмоциональным состоянием ученика » Формы коррекции эмоционального состояния

Сдвиг эмоционального состояния, подтверждающий нарушение адаптации организма, требует его обязательной коррекции. В.П. Петленко выделяет следующие формы коррекции ( 2 ). Она может осуществляться самыми разными способами: фармакологическим (лекарственным) воздействием, физиотерапевтическими средствами и методами психокоррекции.

Фармакологическую коррекцию, несомненно, могут назначать и проводить только специалисты с медицинским образованием. Она включает использование в основном успокаивающих средств, средств для ослабления повреждения клеточных мембран, средств профилактики повреждений сердца. Физиотерапевтическая коррекция применяет оздоровительные физические тренировки, гипоксические тренировки, закаливающие процедуры и другие воздействия. Психокоррекция применяет разнообразные внешние расслабляющие воздействия (музыкотерапия, арттерапия, ароматерапия, массаж и другие).

Среди этих воздействий особое место занимает словесное воздействие. Доказательством силы словесного воздействия являются кли­нические наблюдения врачей — психиатров Фокашона, Ендрашика и других по внушению ожогов. Фокашон внушал больной Элизе Ф., что у нее имеется ожог в межлопаточной области. Спустя несколько часов на указанном месте появилось покраснение, сопровождающееся зудом и жжением, а спустя сутки — появился волдырь. Ендрашик привязывал кусок картона к правому предплечью и внушал больной женщине, что ей на данном участке сделают ожог раскаленным железом. Уже в момент внушения больная чувствовала резкую боль.

Словесное воздействие отличается от остальных факторов воздействия на организм. Оно выступает, прежде всего, как информационный фак­тор. Частично механизмы его воздействия могут быть объяснены учением И.П. Павлова об условных рефлексах, о воздействии коры голов­ного мозга на жизненно важные функции.

Травмирующее действие на тело и психику – лишь одна сторона сигнальных возможностей слова. Лечебная сила слова – другая сторона его возможностей. Недаром профессионал, лечащий людей, это врач, человек, умеющий говорить. Оздоравливающее действие слова ярко проявляется в психокоррекционной методике аутотренинга, аутогенной тренировки (autos – сам; genes – происшедший).

Это метод воздействия на психическое и физическое состояние организма, основанный на осознанном словесном самовнушении, при котором достигается максимальное расслабление мышц. При ней достигается регуляция эмоциональных состояний нервно-психического напряжения и сопровождающих ее вегетативных проявлений. Аутотренинг почти не имеет противопоказаний, его с успехом может применять для себя каждый человек. Исключение – острые психические состояния и снижение интеллекта.

Метод был предложен в 1932 году австрийским врачом Шульцем. Он широко применяется для лечения нервных расстройств, для снятия напряжения в конфликтных ситуациях, стрессах, при подготовке спортсменов. Приемы метода усваиваются во время занятий со специалистом. После этого можно заниматься самостоятельно.

Как правило, аутогенную тренировку проводят в специальных условиях, вызывающих положительные эмоции, в затемненных уютных помещениях с мягкой мебелью. При определенном опыте обстановка перестает иметь существенное значение. Обычно используются следующие положения. Первое: лежа на спине, под головой небольшая подушка. Руки, не касаясь бедер, слегка согнуты в локтях. Ноги вытянуты, чуть разведены. Мышцы спины расслаблены. Второе: удобно откинувшись в кресле или диване. Голова откинута назад. Руки согнуты на подлокотниках. Ноги в свободном состоянии. Третье (поза кучера): сидя на табуретке, стуле, не прислоняясь к спинке. Ноги согнуты, предплечья на бедрах. Спина согнута, голова опущена, тело расслаблено. Самое главное – удобное расположение, стараться при нем не перекрещивать руки и ноги, чтобы чувствовать их по отдельности.

Существует много методик ведения аутотренинга. Различия в них связаны с применяемыми словесными утверждениями, или формулами аутотренинга. Эти формулы читаются специалистом ровным, не очень громким голосом, монотонно, без смены интонаций, с паузами, четко, убежденно. Удобной для совместной работы со специалистом и самостоятельно является аутотренинг в модификации, применяемой на занятиях профилактория ЯГПУ главврачом профилактория, психотерапевтом С.В. Кротковым. Эта методика использовалась мной самостоятельно и была применена с классом, в котором я учусь, на занятии в школе. Она описана в работе ( 9 ).

Страницы: 1 2


«Колпак мой треугольный»
Цель: игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребёнком своего тела, учит управлять движениями и контролировать своё поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется с ...

Результаты исследования.
Описание к сводной таблице по тесту «Страхи в домиках» (таблица № 1). В школьном возрасте распространен страх несчастья, беды, рокового стечения обстоятельств, т.е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком и т.д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнитель ...

Навык в процессе усвоения. Определение навыка, его формирование
Как отмечают многие исследователи, освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, рассматривается в качестве «основного содержания и важнейшей задачи обучения» (С.Л. Рубинштейн). Однако сама проблема навыка трактуется до сих пор неоднозначно — от его фетишизации (бихевиоризм, необихевиоризм) до практическ ...