Формы коррекции эмоционального состояния
Страница 1

Информация о психологии » Управление эмоциональным состоянием ученика » Формы коррекции эмоционального состояния

Сдвиг эмоционального состояния, подтверждающий нарушение адаптации организма, требует его обязательной коррекции. В.П. Петленко выделяет следующие формы коррекции ( 2 ). Она может осуществляться самыми разными способами: фармакологическим (лекарственным) воздействием, физиотерапевтическими средствами и методами психокоррекции.

Фармакологическую коррекцию, несомненно, могут назначать и проводить только специалисты с медицинским образованием. Она включает использование в основном успокаивающих средств, средств для ослабления повреждения клеточных мембран, средств профилактики повреждений сердца. Физиотерапевтическая коррекция применяет оздоровительные физические тренировки, гипоксические тренировки, закаливающие процедуры и другие воздействия. Психокоррекция применяет разнообразные внешние расслабляющие воздействия (музыкотерапия, арттерапия, ароматерапия, массаж и другие).

Среди этих воздействий особое место занимает словесное воздействие. Доказательством силы словесного воздействия являются кли­нические наблюдения врачей — психиатров Фокашона, Ендрашика и других по внушению ожогов. Фокашон внушал больной Элизе Ф., что у нее имеется ожог в межлопаточной области. Спустя несколько часов на указанном месте появилось покраснение, сопровождающееся зудом и жжением, а спустя сутки — появился волдырь. Ендрашик привязывал кусок картона к правому предплечью и внушал больной женщине, что ей на данном участке сделают ожог раскаленным железом. Уже в момент внушения больная чувствовала резкую боль.

Словесное воздействие отличается от остальных факторов воздействия на организм. Оно выступает, прежде всего, как информационный фак­тор. Частично механизмы его воздействия могут быть объяснены учением И.П. Павлова об условных рефлексах, о воздействии коры голов­ного мозга на жизненно важные функции.

Травмирующее действие на тело и психику – лишь одна сторона сигнальных возможностей слова. Лечебная сила слова – другая сторона его возможностей. Недаром профессионал, лечащий людей, это врач, человек, умеющий говорить. Оздоравливающее действие слова ярко проявляется в психокоррекционной методике аутотренинга, аутогенной тренировки (autos – сам; genes – происшедший).

Это метод воздействия на психическое и физическое состояние организма, основанный на осознанном словесном самовнушении, при котором достигается максимальное расслабление мышц. При ней достигается регуляция эмоциональных состояний нервно-психического напряжения и сопровождающих ее вегетативных проявлений. Аутотренинг почти не имеет противопоказаний, его с успехом может применять для себя каждый человек. Исключение – острые психические состояния и снижение интеллекта.

Метод был предложен в 1932 году австрийским врачом Шульцем. Он широко применяется для лечения нервных расстройств, для снятия напряжения в конфликтных ситуациях, стрессах, при подготовке спортсменов. Приемы метода усваиваются во время занятий со специалистом. После этого можно заниматься самостоятельно.

Как правило, аутогенную тренировку проводят в специальных условиях, вызывающих положительные эмоции, в затемненных уютных помещениях с мягкой мебелью. При определенном опыте обстановка перестает иметь существенное значение. Обычно используются следующие положения. Первое: лежа на спине, под головой небольшая подушка. Руки, не касаясь бедер, слегка согнуты в локтях. Ноги вытянуты, чуть разведены. Мышцы спины расслаблены. Второе: удобно откинувшись в кресле или диване. Голова откинута назад. Руки согнуты на подлокотниках. Ноги в свободном состоянии. Третье (поза кучера): сидя на табуретке, стуле, не прислоняясь к спинке. Ноги согнуты, предплечья на бедрах. Спина согнута, голова опущена, тело расслаблено. Самое главное – удобное расположение, стараться при нем не перекрещивать руки и ноги, чтобы чувствовать их по отдельности.

Существует много методик ведения аутотренинга. Различия в них связаны с применяемыми словесными утверждениями, или формулами аутотренинга. Эти формулы читаются специалистом ровным, не очень громким голосом, монотонно, без смены интонаций, с паузами, четко, убежденно. Удобной для совместной работы со специалистом и самостоятельно является аутотренинг в модификации, применяемой на занятиях профилактория ЯГПУ главврачом профилактория, психотерапевтом С.В. Кротковым. Эта методика использовалась мной самостоятельно и была применена с классом, в котором я учусь, на занятии в школе. Она описана в работе ( 9 ).

Страницы: 1 2


Условия успешного профессионального самоопределения
Объективные и субъективные условия успешного профессионального самоопределения. Среди объективных условий можно выделить: Социально-экономическое положение в стране. Полноту предоставленной информации о мире профессий. Специфика рынка труда конкретного региона. К субъективным условиям обычно относят: Внутриличностные особенности и ...

Основы генетики
Центральным понятием генетики является «ген». Это элементарная единица наследственности, характеризующаяся рядом признаков. По своему уровню ген - внутриклеточная молекулярная структура. По химическому составу - это нуклеиновые кислоты, в составе которых основную роль играют азот и фосфор. Гены располагаются, как правило, в ядрах клеток ...

Формы организации мнестических процесов
Формами, в которых осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, являются образы и слова. В слове можно сохранять обобщенный образ (представление) о том, чего в наличной ситуации нет. ...