Психологические учения 17 века. Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц
Страница 1

Информация о психологии » Основные этапы развития психологии » Психологические учения 17 века. Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц

Крупнейшим английским мыслителем XVII ст., объединившим эмпирический метод Ф.Бэкона с картезианским рационализмом, преодолевшим дуализм Декарта и придавшим материалистическому направлению механистическую форму был Т.Гоббс (1588 – 1679).

Будучи противником теории двойственной истины, Т.Гоббс утверждал, что истина может быть только одна, та, которая достигается и приобретается на основе чувственного опыта и разума. Познание должно начинаться с чувственного опыта, от которого, путем индукции восходит к пониманию причин явлений и событий, и затем, обратным путем, при помощи дедукции обеспечивает знание новых явлений и действий. www.cultworld.ru

В своей философской системе Гоббс пытается раскрыть природу психического. По его мнению, в основе всего лежит материя, различная по форме, структуре, величине, движению и изменению. Психическое, сознание, мышление есть телесное свойство. Поскольку материя подчиняется механическим законам, они в равной мере распространяются и на психику животных и человека. Психическое – это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической форме движения, которая возникает в живом теле в результате внешних воздействий. Воздействия извне, распространяясь по нервной системе к мозгу и сердцу, вызывают в последних противодвижения. Все психические явления от ощущений до мысли есть не что иное, как внутреннее противодвижение.

Важную роль в познавательном процессе играет речь. Гоббс выделял две ее функции: операциональную (как орудие мысли) и коммуникативную (как средство общения). Взятая по отношению к говорящему, речь выступает как умственный процесс, в котором слова выступают в качестве метки какой-нибудь вещи или явления. Они становятся орудиями мысли, средством сохранения и воспроизведения опыта. Без речи познание невозможно. Речь, обращенная к другому человеку, есть не только метка для себя, но и знак для другого.

Учение Г.Лейбница заложило философские основания немецкой экспериментальной психологии. В нем был осуществлен синтез идей английского эмпиризма и ассоцианизма и немецкого идеалистического понимания души. Лейбниц постулировал существование эволюции или развития монад. В исторической перспективе есть несколько стадий развития монад. Первая стадия характеризуется наличием активности, но отсутствием каких-либо представлений. Эта стадия соответствует неживой, но активной и изменяющейся материи. Следующий уровень представляют монады-души, которым присущи активность и смутные представления. Эта стадия соответствует уровню растений и животных. Монады-духи свойственны человеку. Они активны и обладают отчетливыми представлениями. Завершают иерархию монад монады ангелов и бога, лишенные материальной оболочки и обладающие предельной полнотой знания и абсолютным самосознанием.

Подобная стадиальность имеет место и онтогенезе человека. Монада человека в своем развитии проходит три стадии. На первой стадии монада не различает представлений, не отличает себя от своих представлений. Вторая стадия развития человеческой монады – это стадия смутных перцепций (ощущений), находясь на которой душа может различать представления, но еще не выделяет себя из представлений. На высшей стадии душа свободно отличает различные представления и противопоставляет себя им. Эта стадия может обозначаться как уровень сознания и самосознания. Таким образом, развитие души, согласно Г. Лейбницу, представляет собой непрерывное движение в направлении от смутных состояний (перцепций) к ясным и отчетливым – апперцепциям.

Душа человека не детерминирована телесно и не зависит от внешнего окружения. Мир лишь запускает механизм саморазвертывания заложенных в душе потенций. Содержание души, ее стремления и представления врожденные. Их актуализация осуществляется посредством деятельности монады, выражающейся в процессах внимания, воспоминания и осознания.

Страницы: 1 2


Кинетическая система
Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они просто по-другому просто ничего не понимают. Люди, использующие кинестетическую систему, при выражении своих чувств смотрят в основном вниз и вправо. Они используют предикаты, обозначающие ощущения, движения ...

Теории и модели профессионального стресса
В течение последних лет отмечается устойчивый интерес исследователей к изучению природы профессионального стресса. Развитие стресса в профессиональной деятельности является важнейшей проблемой. В обзорах литературы по этой проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, рабочая перегрузка и ...

Принципы историко-психологического анализа
Важнейшим из них является принцип историзма . Он требует «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» В историческо ...