Психологические учения 17 века. Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц
Страница 1

Информация о психологии » Основные этапы развития психологии » Психологические учения 17 века. Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц

Крупнейшим английским мыслителем XVII ст., объединившим эмпирический метод Ф.Бэкона с картезианским рационализмом, преодолевшим дуализм Декарта и придавшим материалистическому направлению механистическую форму был Т.Гоббс (1588 – 1679).

Будучи противником теории двойственной истины, Т.Гоббс утверждал, что истина может быть только одна, та, которая достигается и приобретается на основе чувственного опыта и разума. Познание должно начинаться с чувственного опыта, от которого, путем индукции восходит к пониманию причин явлений и событий, и затем, обратным путем, при помощи дедукции обеспечивает знание новых явлений и действий. www.cultworld.ru

В своей философской системе Гоббс пытается раскрыть природу психического. По его мнению, в основе всего лежит материя, различная по форме, структуре, величине, движению и изменению. Психическое, сознание, мышление есть телесное свойство. Поскольку материя подчиняется механическим законам, они в равной мере распространяются и на психику животных и человека. Психическое – это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической форме движения, которая возникает в живом теле в результате внешних воздействий. Воздействия извне, распространяясь по нервной системе к мозгу и сердцу, вызывают в последних противодвижения. Все психические явления от ощущений до мысли есть не что иное, как внутреннее противодвижение.

Важную роль в познавательном процессе играет речь. Гоббс выделял две ее функции: операциональную (как орудие мысли) и коммуникативную (как средство общения). Взятая по отношению к говорящему, речь выступает как умственный процесс, в котором слова выступают в качестве метки какой-нибудь вещи или явления. Они становятся орудиями мысли, средством сохранения и воспроизведения опыта. Без речи познание невозможно. Речь, обращенная к другому человеку, есть не только метка для себя, но и знак для другого.

Учение Г.Лейбница заложило философские основания немецкой экспериментальной психологии. В нем был осуществлен синтез идей английского эмпиризма и ассоцианизма и немецкого идеалистического понимания души. Лейбниц постулировал существование эволюции или развития монад. В исторической перспективе есть несколько стадий развития монад. Первая стадия характеризуется наличием активности, но отсутствием каких-либо представлений. Эта стадия соответствует неживой, но активной и изменяющейся материи. Следующий уровень представляют монады-души, которым присущи активность и смутные представления. Эта стадия соответствует уровню растений и животных. Монады-духи свойственны человеку. Они активны и обладают отчетливыми представлениями. Завершают иерархию монад монады ангелов и бога, лишенные материальной оболочки и обладающие предельной полнотой знания и абсолютным самосознанием.

Подобная стадиальность имеет место и онтогенезе человека. Монада человека в своем развитии проходит три стадии. На первой стадии монада не различает представлений, не отличает себя от своих представлений. Вторая стадия развития человеческой монады – это стадия смутных перцепций (ощущений), находясь на которой душа может различать представления, но еще не выделяет себя из представлений. На высшей стадии душа свободно отличает различные представления и противопоставляет себя им. Эта стадия может обозначаться как уровень сознания и самосознания. Таким образом, развитие души, согласно Г. Лейбницу, представляет собой непрерывное движение в направлении от смутных состояний (перцепций) к ясным и отчетливым – апперцепциям.

Душа человека не детерминирована телесно и не зависит от внешнего окружения. Мир лишь запускает механизм саморазвертывания заложенных в душе потенций. Содержание души, ее стремления и представления врожденные. Их актуализация осуществляется посредством деятельности монады, выражающейся в процессах внимания, воспоминания и осознания.

Страницы: 1 2


Трансляция
Молекула белка представляет собой цепочку аминокислот. Аминокислотами называются органические (карбоновые) кислоты, содержащие, как правило, одну или две аминогруппы (~NH2) и кислотную группу СООН (отсюда и название — аминокислоты). Друг от друга аминокислоты отличаются химической группой, называемой радикалом (R). В табл. 4.1 перечисл ...

Использование музыки для психологической регуляции
Воздействие музыкального произведения зависит от индивидуальных особенностей человека, от характера работы. Однако существуют общие законы в музыкотерапии, например при тяжелом нервном расстройстве музыка не должна противоречить настроению больного. Мелодичная музыка действует как обезболивающее. Она используется в кабинетах хирургов и ...

Выводы. Семантическое пространство
Принятие. На основе этого рисунка можно разделить все представленные в опроснике институты на 4 категории по показателям социальной капитализации (представлено в порядке убывания социального капитала): "Принимаемые" и "Защищающие": семья, друзья. Эта категория обладает наибольшим социальным капиталом, находится в ...